Амбивалентность в литературе

Амбивалентность

Амбивалентность в литературе

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу). Характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в двойственности отношений к человеку или явлению, прежде всего при одновременном его принятии и отвержении.

Так, например, в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти, а в печали — сладости и горести. Исследования. В соответствии с теорией 3.

Фрейда считалось, что амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат.

ambo – оба + valentis — имеющий силу). Характеристика направленности личности, описанная Э. Блейлером (Bleuler Е. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig; W.

, 1911), выражающаяся в одновременном возникновении несовместимых друг с другом чувств (любовь и ненависть), представлений (друг и враг), желаний (приближение и отталкивание), намерений (помочь и навредить).

Исследования. Э.

ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) — 1.

Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту — одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств.

Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений — с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo — оба и valentia — сила) — термин, который был введен Э. Блейлером для обозначения двойственности переживания, отношения к чему-либо или кому-либо, иначе говоря, когда один объект вызывает у человека сразу два противоположных чувства, например, любовь и ненависть, жалость и отвращение и т.п.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 13.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность) — двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии.

Словарь практического психолога. — Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, с. 28.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат.

ambo – оба, valentia — сила — противоречивый, двойственный) — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку, одна из которых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литературе это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в научный оборот психиатром Э. Блейлером, который видел в А.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi – приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 10.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ [от лат. ambo — оба и valentia — сила] — наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) или одновременное присутствие двух взаимно непримиримых желаний, когда одно подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин А. ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в начале XX в.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE). Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов — удовольствия и страдания, любви и ненависти (см.

, например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия), тяги и отвращения. Амбивалентность — не только не исключительное явление, но скорее правило нашей эмоциональной жизни, как двусмысленность — правило человеческого общения.

Исключением в обоих случаях служит простота.

АМБИВАЛЕНТНЫЙ, -ая, -ое (2 пол. XX в.). 1. Двойственный, одновременно проявляющий противоположные качества. Принять амбивалентное решение. Проявлять амбивалентные чувства. Ответ амбивалентен. 2. В лингвистике — слово, совмещающее в себе противоположные значения. Амбивалентное слово — одалживать у кого и одалживать кому.

Амбивалентно, неизм.

Амбивалентность, -и, ж.

Источник: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/931

Значение слова «амбивалентность» в 11 словарях

Амбивалентность в литературе

 (от лат. ambo – оба и valentis – имеющий силу)

один из многих психоаналитических терминов, получивших широкое распространение в психологической науке. Существует несколько перекликающихся определений этого понятия, на основе которых можно сформулировать следующее, обобщенное. А.

есть двойственное, противоречивое отношение человека к какому-либо объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Некоторые психологи, стремясь обогатить свой профессиональный лексикон, подчас используют этот термин неоправданно расширительно – для обозначения всякого рода неоднозначных чувств и побуждений.

Следует подчеркнуть, что данным термином определяются не просто смешанные чувства и побуждения, а противоречивые, которые испытываются не попеременно, а практически одновременно.

Явление, описываемое данным термином, издавна отмечалось в житейских наблюдениях, а также в художественной литературе. В научный лексикон термин введен в 1911 г. Э.Блейлером для обозначения одного из существенных признаков шизофрении.

Вот что он пишет по этому поводу: «Благодаря шизофреническому дефекту ассоциационных путей становится возможным сосуществование в психике противоречий, которые вообще говоря исключают друг друга. Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность).

Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и его не хочет (амбивалентность воли, двойственная тенденция – амбитенденция); он в одно и то же время думает: «я такой же человек, как вы» и «я не такой человек, как вы».

Бог и черт, здравствуй и прощай для него равноценны и сливаются в одно понятие (умственная амбивалентность). И в бредовых идеях довольно часто наблюдается смесь экспансивных и депрессивных идей». (E.Bleuler. Руководство по психиатрии. – Берлин, 1920, с. 312 – 313).

В то же время Блейлер допускал и несколько расширительную трактовку данного понятия – применительно к норме. «Уже в норме человек иногда чувствует в себе две души, он боится чего-то и в то же время желает этого, например, операции, занятия новой должности.

Чаще и резче всего мы видим такой двойственный аффект по отношению к представлениям о лицах, которых мы ненавидим или боимся и в то же время любим, особенно, если при этом задета сексуальность, которая в себе самой заключает могучий положительный и почти столь же могучий отрицательный фактор; последний между прочим обусловливает чувство стыда, все половые задерживающие влияния, отрицательную оценку половой жизни как греха и признание целомудрия высокой добродетелью. У здорового человека однако подобные двойственные чувства составляют исключение; в общем, он обычно держится равнодействующей противоположных оценок – плохие качества уменьшают его любовь, хорошие уменьшают ненависть. Больному часто бывает трудно свести оба влечения… Из всех комплексов именно амбивалентные имеют преимущественное влияние на патологию (и на многие явления нормальной психики, сны, поэзию и т. д.). Очень часто они отчетливо наблюдаются при шизофрении, где мы можем непосредственно видеть двойственность аффекта; в неврозах суть многих симптомов кроется в этой же двойственности» (там же, с. 102 – 103).

Здесь следует особо подчеркнуть – и на это указывает сам Блейлер – выраженность А. в болезненных, по крайней мере – пограничных состояниях. Здоровый человек, как правило, отдает себе отчет в источниках своих чувств, и если к позитивному отношению примешивается негативное, то это обычно означает просто снижение позитивного отношения.

Или, например, человек может ощущать, что ему симпатичен некто, обладающий неприятными, отрицательными чертами, но при этом эмоциональное отношение существует вопреки рассудочному. В то же время некто, обладающий объективными достоинствами, которые нельзя не признать, может вызывать неприязнь.

Такое раздвоение аффективного и рационального отношения с давних пор служило предметом многих психоаналитических изысканий.

Именно в психоанализе, к которому Блейлер был во многом идейно близок, понятие А. получило наиболее подробное развитие. З.

Фрейд рассматривал его как удачное обозначение Блейлером противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд писал о противоположных влечениях, объединяющихся в пару и относящихся к сексуальной активности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» он также отмечал, что эмоциональная жизнь людей складывается из противоположностей.

Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти.

У детей они могут долгое время сосуществовать, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который, как выявилось в результате психоанализа, одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из противоречивых переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из душевных движений на другое лицо.

Понятие А. использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациента.

Во многих работах Фрейд подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность.

В частности, в написанной в конце жизни, но опубликованной уже после его смерти работе «Очерк о психоанализе» Фрейд подчеркивал: «Перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позицию в отношении психоаналитика».

В дальнейшем понятие А. получило в психологии чрезвычайно широкое распространение. Нередко приходится слышать об амбивалентном отношении к супругу, к детям, к работе и т. п. Очевидно, что в большинстве случаев такое использование термина не вполне адекватно.

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Амбивалентность в литературе

двойственность переживания, когда один и тот же объект одновременно вызывает противоположные чувства, например удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

полинаправленность (“многовекторность”) человеческой активности, множественная или, по меньшей мере, двойственная устремленность, совмещенность ориентаций, способов самореализации различных по характеру, сущности; отсутствие твердой линии в характере поведения.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

от лат.

ambo – оба и valentia – сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц. психологом Э. Блейлером.

Источник: Советский философский словарь

от лат.

ambo — оба и valenta — сила) — двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях, например любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии; одно из чувств иногда вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему обществу, в противоречивости принятой или культивируемой системы ценностей.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

от лат.

ambo обе и valentia – сила) – двойственность, проявляющаяся в чувствах и- действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим.

В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

от лат.

ambo— оба и valentia — сила)—наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) либо одновременное присутствие двух взаимно непримиримых, исключающих одно другое желаний. Термин «амбивалентность» ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в нач. 20 в. Ныне часто используется и за пределами психологии (напр.

, в социологии и философии науки) в более широком смысле, когда речь идет о противоречивости, неоднозначности того или иного действия, оценки, установки и т. п.

Б. Г. Юдин

Источник: Новая философская энциклопедия

(от лат. ambo — оба + valentis — имеющий силу) — двойственное, противоречивое отношение человека к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов.

Данным термином определяются чувства и побуждения не просто смешанные, а противоречивые, крые испытываются не попеременно, а практически одновременно. В науч. лексикон термин введен Э.Блейлером (1911) для обозначения одного из существ. признаков шизофрении.

Однако Блейлер допускал и расширенную трактовку данного понятия применительно к норме. З.Фрейд ввел его как удачное обозначение противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. Понятие А.

применялось основателем психоанализа при рассмотрении такого явления, как перенос, с к-рым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациента. Во мн. работах Фрейд делал акцент на двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В кн.

«Очерк истории психоанализа» он подчеркивал: «Перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позицию в отношении психоаналитика». Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

от лат.

ambo —оба, valentia — сила) — психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающуюся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (удовольствие — неудовольствие, симпатию—антипатию и др.). Эта особенность чувственного восприятия специфически преломляется в эстетической деятельности и используется в иск-ве. В эстетике А.

означает двойственность: эстетической деятельности — ее ориентированность на действительность и идеал; эстетического чувства —«смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание (Катарсис); эстетического восприятия — переживание худож. произв.

как действительности и одновременно сознание его условности (это точно передает поэтический образ Пушкина: «над вымыслом слезами обольюсь»). Иск-во сознательно и бессознательно использует принцип А. в композиционном и эмоциональном построении худож. произв.

, открыто сталкивая (романтизм, барокко) или мотивированно сопоставляя (реализм) противоположные начала: рождение и смерть, войну и мир, юность и старость, х&а-лу и брань, «верх» и «низ», зачастую переворачивая обыденный смысл понятий (напр., как у А. А. Ахматовой: «от тебя и хула—похвала»). Аналогичный смысл имеет А. парных худож.

образов, носителей противоположных начал: Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель, Христос и Иуда, Мастер и Маргарита и пр. А. проявляется также в открытой двойственности таких выразительных средств иск-ва, как метафора, гротеск, ирония, антитеза и пр. В совр. иск-ве принцип А. находит более сложное, многократно усиленное в системе худож. оппозиций выражение. В советской эстетике принцип А. исследован Бахтиным, раскрывшим его глубокие традиции, идущие от мифологии и народной культуры. См. также: Оппозиция эстетическая.

Источник: Эстетика: Словарь

фундаментальная логическая характеристика мышления, культуры, нравственного идеала, всей человеческой жизнедеятельности, способность человека идеально и материально осваивать, осмыслять любое интересующее субъекта явление через дуальную оппозицию, постоянно искать пути формирования смысла через полюса этой оппозиции, находить смысл как фокус преодоления оппозиции, как меру снятия противоречия, соотнося их друг через друга между полюсами. А,- диалектический процесс, диалектика и есть логика А. А. – механизм единства исключающих друг друга полюсов дуальной оппозиции, механизм их взаимного изменения, взаимодополнения, взаимопроникновения, механизм постоянного “переваривания-смысла через каждый из полюсом Осмысление – переход между ними.

А. выступает в формах инверсии и медиации. Инверсия характеризуется абсолютизацией различных полюсов. Снятие противоположности полюсов возможно в этих условиях лишь как абсолютизация истинности одного полюса при нивелировке другого, отождествлении смысла с одним из полюсов. Для инверсии характерно стремление решать проблемы молниеносно (логически вне времени), т.е.

не задерживаясь между полюсами оппозиции, а перескакивая с одного на другой. Например, отожествление любого явления, вещи, нравственного общ1ка соседа, механизма и т.д. с добром, с прекрасным, полезным и т.д. может инверсионно перейти к противоположным оценкам, т.е. как зла, уродства, вреда и т.д.

В основе этой оборотнической логики лежит представление, что отказ от одного полюса тождествен переходу к другому полюсу извечно существующих оппозиций. Инверсия склонна сводить диалог полюсов к смене одного монолога другим и обратно, например, в оценке, осмыслении того или иного явления монолог “начальства” может смениться осмыслением “работяги”, но невозможен их синтез.

А, здесь выступает в примитивной форме смены полюсов оппозиций, в форме биения.

Медиация переносит центр тяжести за рамки перехода от одного полюса сложившейся оппозиции к другому, на поиск нового сложного и противоречивого смысла, где оппозиции постоянно изменяются, создаются новые, где противоположность полюсов превращается в противоречие, которое в результате его преодоления дает качественно новый результат, новый смысл, новые дуальные оппозиции.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом. Понятие А. было введено в научный оборот в начале 20 в. швейцарским психиатром Э.

Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. В современной психиатрии различают ряд видов А.

, из которых наиболее часто выделяют: 1) А. в аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами); 2) А. в области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А.

в области воли — амбитендентность (для которой характерны двойственность движений, действий и поступков). Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия А. было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда. Согласно психоанализу, А. является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик душевной жизни людей.

По Фрейду, А. выступает преимущественно в виде А. чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и т.д., одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд считал, что до определенного уровня А. естественна и вполне нормальна, а высокая степень А.

чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков.

Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное и квалифицировал это явление как принцип А. В силу действия принципа А.

вытесненное влечение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и т.д. Согласно психоаналитическому пониманию, А. является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе.

Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (т.е. своеобразной слитой и противоречивой двойственности установок, переживаний и т.д.). Психоаналитическая концепция А. получила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А.

использовалось для: характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др. В психологии и обыденной жизни понятие А. часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременную симпатию к человеку и антипатию к нему за то или иное действие или бездействие и т.д.). В современной научной литературе понятие А. употребляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах.

В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

Источник: https://terme.ru/termin/ambivalentnost.html

Амбивалентность – что это такое в психологии и психиатрии

Амбивалентность в литературе

Считается, что у нормальных, здоровых людей сознание одно. И мышление и настроение, скажем так, однонаправленны; настроение при этом относительно устойчиво в течение длительного отрезка времени. Однако существует явление, которое именуется понятием «амбивалентность».

Что такое амбивалентность

Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. Сосуществование полярных явлений и состояний. В психологии и психиатрии амбивалентность – это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.

Амбивалентность – это двойственность отношения к какому-то явлению или предмету. Она может быть как нормальным состоянием личности, так и патологией, характерной для психологических расстройств и некоторых психических заболеваний.

Термин «амбивалентность» ввёл в психиатрию швейцарский учёный Эйген Блейлер. Это именно тот учёный, который является автором терминов «шизофрения» и аутизм.

Несложно представить, какое отношение имел этот исследователь к амбивалентности. Действительно, он считал её главным признаком шизофрении или по крайней мере шизоидности.

Сам термин «шизофрения» означает «расщепление ума», что близко по значению слову «амбивалентность» и применительно к мышлению и психике.

Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии

Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.

В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность.

А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями.

Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.

В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.

Основные виды двойственности

Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:

  • Эмоциональная – одновременно негативное и позитивное отношение к предметам и событиям (например – отношение детей к родителям);
  • Волевая – колебания между противоположными решениями, которые нередко заканчиваются отказом принимать решение вообще;
  • Интеллектуальная – чередование противоположных суждений, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.

К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».

Другой психотерапевт, Зигмунд Фрейд, понимал понятие «амбивалентность» несколько по-иному. В нём он видел одновременное существование в человеке двух противоположных изначальных влечений, при этом главными из них являются два побуждения – влечение к жизни и влечение к смерти.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.

Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.

Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека.

К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.

Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:

  • При шизофрении и шизоидных состояниях.
  • При затяжной клинической депрессии.
  • Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
  • В случае биполярного аффективного расстройства.
  • При различных неврозах.

Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.

Как проявляются амбивалентные чувства

Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.

При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.

Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.

Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.

Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.

Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.

Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами.

И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус.

Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм.

Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.

Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний.

В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны.

К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы.

Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.

При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно.

Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.

Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение

Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.

Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.

Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:

  • Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
  • Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
  • Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
  • Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
  • Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
  • Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?

Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.

Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.

Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.

Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/102-ambivalentnost.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий