Акцентуации экзальтированный тип

Акцентуации характера по леонгарду: классификация топов личности – Извилина

Акцентуации экзальтированный тип

28.12.2019

Все черты человека в совокупности образуют его характер. Характеры бывают разными, и каждый человек является носителем того или иного типа характера. Индивидуальность человека проявляется в выражении его характерных черт и особенностей его характерного типа.

Также людей можно разделить не только по типу характера, но и по типу темперамента. Огромную роль в качестве критерия дифференциации индивидов играет определение и рассмотрение особенности человеческого характера, или особенности личности.

Огромный интерес представляют классификации акцентуаций характера. Одной из самых основных классификаций является классификация Карла Леонгарда. О том, что означает термин «акцентуация характера», что из себя представляет классификация акцентуаций характера, а также о том, в чём заключается суть классификации акцентуаций по Леонгарду, будет рассказано в данной статье.

Что значит «акцентуация»?

Для начала привести определение термина «акцентуация«. В данной статье это будет одно из самых главных и часто используемых термин, поэтому следует обратить на него особое внимание. К тому же, понимая данный термин, можно легче осознать принцип осуществления дифференциации на типы.

Акцентуация (могут встречаться следующие словосочетания: акцентуация личности, акцентуация характера, акцентуированная личностная черта) – особенность характера, которая находится в пределах клинической нормы.

При этом отдельные черты такого особого характера являются чрезмерно усиленными, что приводит к появлению избирательной уязвимости в отношении одних определённых психогенных воздействий, но в условиях сохранения хорошей устойчивости к другим.

Акцентуации и расстройства психики

Не стоит относить акцентуации к расстройствам психиками, так как, в общем, они таковыми не являются. В то же время следует отметить тот факт, что акцентуации по некоторым свойствам являются схожими с расстройствами личности. Это обстоятельство лежит в основе предположения о том, что между ними есть определённая связь.

Немного из истории понятия

Термин был введён немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 году. Именно его классификация будет рассматриваться в этой статье. Леонгард охарактеризовал акцентуации, как определённые усиленные черты личности, которые не превышают пределов допустимой нормы, но в том случае, если индивид оказывается в неблагоприятных условиях, они могут перерасти в патологию.

Леонгард впоследствии разработал классификацию акцентуаций характера. Именно его классификация и стала основой для других, более современных, классификаций подобного рода. Стоит, кстати, отметить тот факт, что классификация Леонгарда до сих пор считается одной из самых дополненных и актуальных.

Классификация акцентуаций характера по Леонгарду

Что же из себя представляет классификация акцентуаций? Перед тем как рассмотреть непосредственно саму классификацию акцентуаций характера по Леонгарду, следует привести определение этого термина.

Классификацией акцентуаций называют психологическую типологию, которая разработана на основе представления об акцентуационных чертах характера или личности. С того момента, как в психологии появился термин «акцентуация», было создано несколько классификаций. Как уже было сказано выше, первая классификация была придумана в 1968 году Карлом Леонгардом.

Типы акцентуаций

Карл Леонгард разделил выявленные им виды по нескольким принципам. Для начала, он выделил три группы типов акцентуаций по их происхождению :

  • Темперамент Леонгард обозначил, как образование природное, и отнёс к нему следующие типы:
    • Гипертимный;
    • Дистимический;
    • Аффективно-экзальтированный;
    • Аффективно-лабильный;
    • Эмотивный;
    • Тревожный;
  • Далее, был выделен характер, как социально обусловленное образование, к которому были отнесены следующие виды:
    • Педантичный;
    • Демонстративный;
    • Возбудимый;
    • Застревающий;
  • Личностный уровень включал в себя следующие два типа:
    • Интровертированный;
    • Экстровертированный.

Теперь стоит перейти к более подробному описанию акцентуаций характера, темперамента и личности, которые были выделены Карлом Леонгардом:

  • Демонстративный тип. Называет он так, потому что индивид, относящийся к людям с такой акцентуацией характера, обладает демонстративностью своего поведения. Стоит отметить и его живость, лёгкость в установлении контактов с окружающими, а также подвижность и артистизм. Данный тип любит плести интриги, быть в центре внимания, легко приспосабливается к людям. Обладает склонность лгать, причём делает это вполне успешно и убедительно;
  • Педантичный тип. Данный вид характеризуется инертностью психических процессов, наблюдается долгое переживание после травмирующих событий. Люди, которые относятся к такому типу, крайне редко вступают в конфликты, так как это считают проявление конфликтности лишним. При этом такие люди довольно резко реагируют на любые проявления нарушения порядка. Аккуратность, пунктуальность и скрупулёзность, а также добросовестность и усидчивость, являются типичными чертами таких людей. Следует также отметить их склонность к частым самопроверкам и сомнению в своих поступках;
  • Застревающий тип, называемый также аффективно-застойным. Своим названием он обязан особенностью данного вида — высокой задержкой аффектов. Это означает, что человек способен зацикливаться на своих мыслях и чувствах. Он сложно забывает обиды, а также можно отметить инертность в моторике. Такие люди чётко разделяют своих друзей и врагов, и имеют склонность к затяжным конфликтам. Следует отметить также склонность к мстительности и подозрительности. При этом он проявляет волю для достижения поставленной цели;
  • Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, недостаточная управляемость, весьма слабый контроль над побуждениями и влечениями — вот это характеристики людей такого типа. Также стоит отметить и другие свойства: гневливость, склонность к конфликтам, нетерпимость . Несмотря на импульсивность и возбудимость, такой вид людей часто бывает тяжеловесным в своих поступках, также он не очень общителен. Наблюдается равнодушность к будущему, такие люди предпочитают целиком находиться в настоящем. Предпочитая быть властным, часто выбирают для общения более слабых характером;
  • Гипертимический тип. Данный вид обладает повышенной словоохотливостью, а также приподнятым настроением, которое сочетается с неуёмной жаждой деятельности. Можно заметить их склонность часто отклоняться от темы разговора. Впрочем, они демонстрируют высокую общительность, склонны к лидерству, весьма активно прибегают к использованию невербальных средств общения. Следует отметить и наличие высокой самооценки, которая сочетается с несерьёзным отношением к предоставленным ему обязанностям. Жёсткая дисциплина, скучная однообразная деятельность, а также одиночество – то, чего боятся представители гипертимического типа;
  • Дистимический тип. Индивиды, относящиеся к данному типу, отличаются серьёзностью, но при этом наблюдается медлительность и слабость в проявлении волевых усилий. Часто страдают от подавленности настроения, заниженной самооценки и немногословности. Все эти свойства приводят к тому, что у представителей дистимического типа развивается пессимистическое отношение к будущему. Также можно отметить и повышенное чувство справедливости, сочетающееся с добросовестностью;
  • Аффективно-лабильный тип. Тут всё предельно просто. Для представителей такого типа характерна смена дистимических и гипертимических состояний, суть которых представлена выше;
  • Экзальтированный тип. Люди, относящиеся к данному типу, довольно ярко проявляют свои эмоции, возникающие в качестве реакции на происходящие события. Это означает, что они ярче реагируют в том случае, если произошло нечто положительное, и наоборот — намного тяжелее воспринимают печальные события. Довольно часто мотивацией для экзальтативного состояния являются альтруистические побуждения. Отмечается высокая привязанность к близким и друзьям. Могут проявлять искреннюю любовь к природе, искусству или к идеям религиозной направленности;
  • Тревожный тип. Как можно догадаться уже по самому названию данного типа, его характеризует наличие таких свойств, как: минорное настроение, низкая контактность, пугливость, неуверенность в самом себе, часто проявляется замкнутость в себе и обидчивость. Дети тревожного типа иногда имеют боязнь остаться одним, часто бояться темноты или животных. Если же говорить о взрослых представителях , то следует отметить наличие высоких этических и моральных требований, а также ярко выраженного чувства ответственности и долга. Людям данного типа свойственны покорность, робость, а также неспособность отстоять свою позицию в споре;
  • Эмотивный тип. Довольно ярко проявляет себя в области тонких эмоций. Отличается чувствительностью и проявлением глубоки реакций. Можно утверждать то том, что по своим свойствам данный психотип является родственным экзальтированному типу, о котором говорилось чуть выше. В то же время от экзальтированного типа его отличает менее бурное проявление эмоций. Представители эмотивного типа проявляют впечатлительность, эмоциональность, мягкосердечность, отзывчивость и сопереживание людям. Довольно редко могут вступать в конфликтные ситуации, обиды предпочитают носить в себе, стараясь не дать состоянию усугубиться. Им свойственны исполнительность и обострённое чувство долга;
  • Экстровертированный тип. Представители данного типа имеют предрасположенность к обращённости к тому, что проявляет своё влияние извне. Проявление их реакций ориентирована на внешние раздражители. Такие люди активно ведут поиск новых ощущений, им приносит радость общение с новыми людьми. Также стоит отметить наличие у экстравертов импульсивности в их поступках. Людям такого типа свойственно прислушиваться к чужому мнению, они подвергаются чужому влиянию. Своё собственное мнение не отличается стойкостью;
  • Интровертированный тип. Такие люди в первую очередь ценят представления, возвышая их над ощущениями и восприятиями. Внешние события, происходящие в жизни интровертов, влияют на них намного меньше, чем их собственные размышления. Можно отметить тот факт, что интровертированность может быть разумной и чрезмерной. Если в первом случае представитель такого типа способен выработать собственное мышление, то чрезмерная интровертированность приводит к существованию в своих нереальных идеях. Стоит также указать то, что интроверты малообщительны и предпочитают держаться в стороне.

Источник:

Акцентуации характера по Леонгарду: классификация и признаки

Акцентуация характера — чрезмерное проявление определенных личностных черт. В результате наблюдается избирательная уязвимость в отношении некоторых психогенных влияний при сохранении устойчивости к остальным.

Понятие

Ввел понятие «акцентуированная личность» немецкий психиатр, психопатолог Карл Леонгард. Его классификация личностей имела много общего с концепцией «латентных психопатий», предложенной ранее советским ученым Петром Ганнушкиным. Однако была развита Леонгардом в самостоятельную теорию.

Свои размышления о типологии характера ученый представил в труде «Акцентуированные личности». В первой части монографии дается классификация и анализ различных акцентуаций, во второй — акцентуированные типы рассматриваются на примере героев классических произведений мировой литературы.

Хотя согласно Международной классификации болезней МКБ-10 акцентуированные личностные черты входят в перечень проблем, связанных с трудностями в организации нормального образа жизни (класс 21/ пункт Z73.1), наличие акцентуации не приравнивается к психическому расстройству!

На первый взгляд акцентуации характера по Леонгарду схожи с расстройствами личности, что толкает на предположение о наличии связи между ними. Однако ученый лишь стремился обозначить те свойства личности, которые приносят их обладателям сложности в жизни.

При описании акцентуаций Леонгард обращался к негативным проявлениям определенных черт характера в крайней, максимально выраженной форме. Поэтому его характеристика психологических типажей воспринимается как иллюстрация человеческих недостатков, болезненных паттернов поведения.

Однако акцентуации по Леонгарду — все же проявление клинической нормы, пусть и в заостренной форме, поэтому не могут быть использованы в качестве психиатрического диагноза.

Психологи и психотерапевты по всему миру активно интересуются вопросами акцентуализации, так как непропорциональное развитие некоторых черт личности создает условия для формирования соответствующих психических или психосоматических расстройств.

В отечественной психологии типология Леонгарда была развита и дополнена ученым Андреем Личко, который изменил изначальный термин «акцентуированная личность» на «акцентуация характера». Ведь акцентуированная личность, по мнению советского психиатра, слишком комплексное понятие, больше соответствующее представлению о психопатии.

Таблица соответствий акцентуаций по Леонгарду и Личко.

№п/пК.Леонгард(опросник Х.Смишека)А.Е.Личко(опросник ПДО)
1.          Астено-невротический
2.          Дистимический
3.          ДемонстративныйИстероидный
4.          Неустойчивый
5.          Застревающий
6.          ПедантичныйПсихастенический
7.          Шизоидный
8.          ГипертимическийГипертимный
9.          
10.      ВозбудимыйЭпилептоидный
11.      Тревожно-боязливыйСензитивный
12.      ЦиклотимическийЦиклоидный
13.      Аффективно-экзальтированныйЛабильный истероид
14.      ЭмотивныйЛабильный
15.      Конформный
Итого1012

Источник: https://fiz-disp.ru/prochee/aktsentuatsii-haraktera-po-leongardu-klassifikatsiya-topov-lichnosti.html

Демонстративный, конформный, экзальтированный, шизоидный типы акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении

Акцентуации экзальтированный тип

Далее рассмотрим особенности отдельных типов акцентуаций характера.К акцентуации свойств характера Карл Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмогивный, экзальтированный, экстравертированный и интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента [15, с. 66].

Демонстративный, этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам.

Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков.

Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.[5, с. 66].

Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий.

Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации.

Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Отмечается, что «человек с таким типом характера пытается выработать у окружающих мнение о себе, как о человеке исполнительном и незаменимом. Человек, обладающий демонстративным характером, легко имитирует поведение других людей.

Он способен выдавать себя за такого, каким его хотели бы видеть. Эти люди имеют широкую сеть контактов, стремятся к успеху, имеют желание хорошо выглядеть в глазах окружающих. В случае, если отрицательные черты развиты не слишком ярко, их любят.

Ключевая черта — неспособность в определенные моменты времени критически взглянуть на себя со стороны. Часто происходит лишь переключение с одной роли на другую. С разными людьми человек с демонстративным характером может вести себя по-разному.

Если окружающие холодны, формальны, не замечают его, человек начинает вести себя демонстративно: привлекает к себе внимание, разыгрывает сцены»[12, с. 66].

Достоинства: яркое воображение, творческий потенциал, легко приспосабливаются к людям.

Недостатки: эгоистичны, недобросовестны в работе, тщеславны, лицемерны

Опытный менеджер должен знать, что можно поручить такому работнику. Например, рекламу продукции, если другие черты личности не будут этому противоречить.

Демонстративные личности любят участвовать в художественной самодеятельности. Они хорошо умеют анализировать факты и способны разыгрывать в воображении целые картины, сценарии возможного развития исходной ситуации.

Умеют подмечать детали поведения людей и точно реагировать на них.

Для руководителя с такой акцентуацией крайне негативно выполнение важных заданий, им лучше не поручать руководство большими коллективами или же задействовать в проектах, связанных с налаживанием отношений (с госорганами, с налоговой и т.д.)

Конформный тип акцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения [13, с. 86].

Петр Борисович Ганнушкин обрисовал некоторые черты этого типа как постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал данный тип с низким интеллектом.

В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные субъекты нередко хорошо учатся, получают высшее образование, при определенных условиях с успехом работают.

черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению.

Как правило, работники с конформным характером имеют хорошую профессиональную подготовку. Но в случае, если работа не получается, например цифры не сходятся, такой сотрудник теряется. И вместо того, чтобы самостоятельно разобраться в проблеме, обращается к коллегам за помощью.

Давать советы такому работнику бесполезно — он растерян, несобран, абсолютно несамостоятелен. Конформисты нуждаются не в помощи, а в постоянном руководстве. Работа часто ими не доводится до конца. Эти работники робки, покорны и готовы выполнять любую другую работу, так как всегда стремятся избежать наказания со стороны начальства.

Оки нерешительны, неорганизованны, боятся малейшей трудности [8, с. 88].

Люди с таким характером могут действовать только тогда, когда находят поддержку у окружающих. Если поддержка отсутствует, они теряются, не знают, как им поступать в конкретной ситуации. Они не могут решить, что будет правильным, а что — нет.

Отмечается, что «главная особенность людей с конформным характером — это полное отсутствие противоречий со своей средой.

Они не умеют спорить, со всем соглашаются, легко чувствуют так называемое «среднестатистическое» мнение окружающих, быстро и легко впечатляются наиболее распространенными суждениями коллег и легко им следуют.

Так как конформисты легко подчиняются окружающим, они часто не имеют собственного мнения. В случае, если мнение окружающих по какому-либо вопросу меняется, то мнение конформиста тоже меняется. Они не умеют сопоставлять свои взгляды, прошлые и настоящие, критически.

Естественно, что люди с таким , типом характера могут располагать знаниями и даже собственным мнением, но они будут бояться его высказать. И если такой работник робко выскажет мнение, которое не совпадет с мнением окружающих, он растеряется»[24, с. 172].

Достоинства: мягкость в общении, консерватизм, исполнительность, малоконфликтность.

Недостатки: не организованы, боятся малейшей трудности, не решительны.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы работник с таким типом характера становился начальником. Таким нельзя поручать самостоятельную организацию дела. Часто бывает, что конформисты начинают подчиняться своему подчиненному.

Менеджер должен создать такие условия для работников с конформным характером, чтобы их деятельность была хорошо регламентирована. Нужно расписать и объяснить: что необходимо сделать, в какие сроки, в какой последовательности. Нужно четко разъяснять все требования к конформисту и последовательно руководить им.

Конформистам можно рекомендовать тренировать волю, стремясь высказывать и выражать в поведении свою внутреннюю позицию, отстаивать ее, развивая твердость характера.

Необходимо обеспечить условия для эффективной работы и отслеживать результаты и не допускать попадания в среду с негативным влиянием, важно применять экономические методы управления.

Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными

Общительные люди, любящие поговорить, часто влюбляются. Спорят, но до конфликта дело доходит редко. Имеют крепкие связи с семьей и друзьями. По жизни очень альтруистичны и искренни, однако, смена настроения и паникерство нередко мешают им.

Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность; реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязаны к близким, друзьям.

Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству, природе, переживания религиозного порядка[24,с. 171].

Важно, что «главная особенность — бурная, экзальтированная реакция на события. Люди этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных, но при этом не имеют склонности к депрессивным реакциям, поскольку снова легко поддаются радости. Внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с их ярким внешним проявлением.

В высказываниях экзальтированных личностей постоянно используются повышенные тона, яркие описания, красочные обороты. У них сильна тяга ко всему прекрасному. Имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители.

Эти люди привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, обладают чувством сострадания, проявляют яркость и искренность чувств»[22, с. 44].

В то же время люди экзальтированного типа акцентуации порывисты, подвержены сиюминутным настроениям, панике. Даже при незначительных неудачах могут испытывать глубокое разочарование и прекращать начатые дела.

Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

Необходимо поручать творческую работу, не требующую ответственности и постоянного участия, либо же ставить в жесткие рамки и обеспечить как мотивацию, так и штрафы.

Шизоидному типу свойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интоксикации».

Шизоидом называют человека, который проявляет холодность чувств, отчужденность и погруженность в собственный мир. Он не является аутистом, поскольку понимает и воспринимает окружающий мир. Часто он не является настолько больным, чтобы попадать под психологическое или медицинское лечение. Многие современные люди страдают шизоидными расстройствами в легких формах.

Часто такие люди не проявляют эмоций, сочувствия и понимания по отношению к окружающим. А еще им хорошо быть в одиночестве и заниматься своими делами.

Данный тип людей делят на два вида: стенический и астенический. В первом случае речь идет о сильной личности, о которой будем говорить далее.

Астенический тип личности является его противоположностью, слабой и зачастую болезненной [20, с. 95].

Стеничный шизоид является идеальным и самым эффективным работником. Психологи интернет-журнала psytheater.

com более подробно раскроют личность данного человека и объяснят его сильные качества в рабочей сфере жизни.

Поскольку данный тип личности часто погружен в свой внутренний мир, он лишен такого качества, как отвлечение. Его ничто не может отвлечь от выполнения той работы, которой занимается.

Это становится полезным качеством в выполнении любого дела. В то время как эмоциональный и экстравертивный человек будет обращать на окружающие звуки, личность стенического типа будет продолжать заниматься своими делами. С одной стороны хорошим, а с другой плохим становится следующее качество – деспотизм.

Отмечается, что «человек с шизоидным расстройством не проявляет сочувствия и понимания к чувствам окружающих, а также является хорошим стратегом, которому часто передают власть. Он знает, куда нужно идти и что для этого следует делать.

Но при этом его редко волнуют переживания и прочие психологические проблемы людей, которые на него работают. Он безжалостно может их критиковать, увольнять, не учитывать их мнения, поскольку считает свои идеи самыми правильными.

Он обладает такими полезными характеристиками, как высокий жизненный тонус, целеустремленность, настойчивость, активность в достижении цели. Каждый шаг его точно просчитан, что часто отмечается его увлечениями математическими, физическими и прочими точными науками.

Для любого работодателя данные навыки являются полезными»[20, с. 98].

Отсутствие эмоциональной проявленности приводит к тому, что стеничный шизоид хоть и соблюдает товарищеский дух, но руководствуется правилами, а не собственными моральными принципами и желаниями.

Это делает его отгороженным членом коллектива, нежели его частью.

При этом отсутствие эмоционального окраса в работе позволяет более точно идти к цели и легко справляться с любыми стрессовыми и проблемными ситуациями.

Он спокойно решает все возникающие вопросы, не проявляя к ним личностного интереса. Отношения с коллегами по работе у него ровные, стабильные, без эмоционального окраса.

Он скорее выбирает к ним подход в соответствии с теми полезными навыками, которыми они обладают, нежели через призму своего личного отношения.

Нередко такого человека выдвигают на роль лидера, поскольку он обладает следующими необходимыми качествами: хладнокровность, беспристрастность и уравновешенность.

Это позволяет сохранять нужный темп работы и не позволять чувствам его портить. Для любого работодателя данный тип работника является идеальным, поскольку он погружен в свою работу, детально ее изучает, не отвлекается на стрессовые и эмоциональные факторы.

Работа – это своего рода машина, в которой должны работать не люди, а роботы, исправно выполняющие те задачи, которые на них возложены.

Человека шизоидного типа можно отнести к подобному «роботу», который регулируется не эмоциональным настроем, а правилами, распорядком и целями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что акцентуации характера оказывают большое влияние на профессиональное развитие личности и трудовую деятельность сотрудника. Руководителю необходимо обеспечить должное взаимодействие с любым сотрудником, для этого, нужно четко определить тип их характера и темперамента.

Следует отметить, что применение методов управления: экономических, социально-психологических, административных поможет с большей вероятностью добиться успеха от людей с той или иной акцентуацией характера.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/1636.html

3. ����������� ���������

Акцентуации экзальтированный тип
�����: 4. ������������ ��������� �����: ���� 3. �������� �����: 2. ��������� ����������

������� “�����������'' ������� ���� �������� �������� � �������� ���� ��������.

�����������.����������� – ��� ���������������� �������� ���������, ������� ����������� � ���������� ������������ ��������� ��� ���� ��� ����������, ��������������� ���������� ���������� �������� � ��������� ������������� ���� ����������� � ������������ � ��������� � ��������� ������������� ���������.

����������� — ��� �� �������, �� ���������, �� ����������, � ������� ��������� �����. ��� ���������� �����-���� �������������� ����, ������� ��� ������������ ��������������� �������� ����� �������� � ��������� — ����������.

��������� ��������� �������� �. �. ��������� ������������� ��� �������� ����������:

1. ������������ �� �������. �������� ����� ������� ��������������, �� ���� ����������� ��� ����������, ���� �� ������������ �������� �� ������� (���� �������� � ������� �����).

2. ����������� ���������� ���������. ��� ���������� ���� � �� �� ����� ��������� �������������� �� ���� ������ ����������������� ��������: � ���������������� ������������, ����, � ������� � �������� � �������������� � �. �.

3. ���������� ������������. � �������� ��������� ��������� ��������� ���������. ������ ��� ��������� ���������� ���� �� ���, ���� ���������� ��� ����.

� ������ ����������� ��������� ����� �� ���� �� ������ �� ������������� ��������� ���������� ���, �� ������� ����, ������� �� ������������ ��� ��� �������� �����.

���������� ������� �������� ���������� � ���, ��� ����������� ��������� ����������� ������ �� ��������� ������ �������� ��������. ���� ����� ��� ����������� � ������������ ��������, � ��� ���������� ������������.

���������� ������� �������� ��������, ��� ����� ����������������� ��������� ����������� �� � ����� ����������, � ������ � ������ ��������. ��� ���� ������� ��������, ��� ������������� ���������� ���� ��������� � ��������� ������������� ���� ����������� ����� ����� ����� ���������� � ������� ��� ���� ���������� ������������� ���� ����� � ������ ������������.

���������� ������������ ��� ����������� ���� �� ��������� �����, ���� ����� ������ ���������, ����������������� ��������. ����������� ��������� �������� � ��������� ������������� ��������� ��� ������������ ����������� ��������� ����� ���������� � �������� � ���� ����������� ������������� � ���������� ��������� � ������ ���������.

���� ����������� ���������

� ����������� �� ������� ������������ ��������� ������������ (���������) �����������.

����� ����������� ����������� ������������ ���������, ��� ������� ������������ ����������� ����� ��������� �� �������������� �� ��� ���, ���� �������� �� �������� � ������������� �������. � ���� �������� ������� ����������� ��������� � �����.

� ������ ��������������� ��� �������� �������� ����������� ��������� ����� �������� � �������������� ���������� �������� — ����������.

�� ������ ������ ������ ����������� ��������� ���� ������� ������ �������������. ���������� ����������� �������� ������������� �. ��������� � �. �. �����.

������������� ����������� ��������� (�� �. ���������)

��������������� ���. ������� ������������ ��������������� �������� �������� ����������� ���������� �����������, �������� � ���� ��������, ���� � ������ �������.

��� ����������� � ����������, ����� ���������, ���������, � ���������, � ����� ������, ��� ���������������, ���������� � ������������� ���� ��� ������������ ��������� ����� ��������.

������� ���� ����, ��� ����� ������� ������� � ����, ����� ����������� ������ ��� �������� ��� �� ����������� ������������� ���������� �������.

����������� ���. �������� ������������ ����� ���� �������� ���������� ������������, ���������� � �������, ��������������� � ������������.

������ ��� ���-���� ������� ����� ������� ����� � ��������� ��� ����������. �� ������� �������������� ����� ��������� ������� ������� � ������������� � ���, ���������� ���������� � �������� ���������������.

��� ���� ����� ��������� ������, ������������� � ����.

������������ ���. ������������ ��� �������� ���������� ������� ������������� �������, ������������� �������������� �������, �����������.

����������� ������ ��������� � �����������, ��� �������, ����� �� ���������� � ������� �� ��������� ������ ���. � ����� � ���� ���������� ����� ������������� �������������� ����� ���� ��� ���������, ����������� � ����������� �����.

������������ ����������� ����� ���������� � ���������������, ������������ ����� ����� ��������.

���������� ���. ������������ ���������� �������� �������� ���������� �������������� ���������. ������ ������� � ��������� � ������������ ���� ������� �� �� ������������� ���������� ����� ���������, � �� ������, ��������, ��������� ��� ����������������� ����������. � ������� ����������� �������������� ��� �������������� ����� ���� ���������� ������ ������ ����������.

��������������� ���. �������� ������������ ���������������� ���� �������� �������� ���������� ���������� � ����������� ���������� ���� ��� ���������� �����-���� ������� ������ ��� �����.

����������� ���������� ���������� � ������� ����������� � ������ ������������. ��� ���������� ���������� ����� ��������, ��� �������������, ���������� ����������������, ��������������� ������ �� �����.

��������� ����� �������������� ��� ������� �����.

������������� ���. ������������� �������� — ����������������� ���������������. ��������� ������ ���������������� �� �������, ��������� �������� �����. ��� ����������� �� ����: � � ���������, � � �������, � � ������������ ���������� �����, ������� � ������ ����� (���������-������������ �����������). ������ ��� ���� �� ������ ��������, �� �� ����������� ����������.

����������-��������� ��� (��������������� ���). ������ ������������ ���������������� ���� �������� ����� ��������������� � ������������� ���������. ����� �������� ������� � ������������.

� ��������������� ���� � ���������� ��������� ������� �������� �� ������ ��������� ������, �� � ����� ������������, ���������� ����������. � ������������� ���� ��������� ������� �������� � ��� �� ������ ���������, �� � ��������� �������������.

� ���� ��������� ���������� ������������� �������, ��������, �������������� �������.

����������-���������������� ��� (���������������� ���). ������� ������ ���������������� �������� �������� ������ (����������������) ������� �� ������������.

��� ����� �������� � ������� �� ��������� ������� � ������� � �������� �� ���������. �� �������� ������� ����������������� �� ������ ������ ������� ��� �����.

��� ���� ���������� ����������������� � ���������� � ����������� ������� � �� ��������� ����� ������� ���������.

��������� ���.

������� ������������ ����� ���� �������� ���������� ����������� �� ������ ��������� ������, ������������ �� ���� ������ � ������ �������, ��� ���� ����������� ������ ��� ������ ������������, ��� �������, ��� ��� ��� �������������. ���������� ��������, ������ �����������. ���������� ��������������� ����� ���������������� ���������� � �������������� � ����������� �����.

��������� ���. ������� ������������ ��������� �������� �������� ������� ����������������. ���������� ����� ��������, ��� �������������, �������, ������������, ������������� ������������ �������������� �������, ���������� ����������� (��� ������� ��������, “����� �� ������ �����'').

������������������� ���. ����� ������� ����� ��������� ������� ���������, ��������� ���� ����� �����������. ������ ����� ����� �� ���������� ����������, ��������� ����� �����, ����������� �������, ����� ����������� �� ���� � ��������� �� ����������������. ����������� ����������� – �������������� ���������.

������������������ ���. ��� ����� ���� ���������� ����� �� ���� ��������� ����. ���� ��� �� ��������� ������� ��������� ��������. ������� ���������� �� ���������� ��� �������� �������� � ������ �� �������� ����������������. ���������� ������������ ���������� � ��������� � ������ ���������� � ���������.

�����: 4. ������������ ��������� �����: ���� 3. �������� �����: 2. ��������� ����������
����, ����� ��������������� �������������� ����������
26.07.2010

Источник: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node23.html

Аффективно-экзальтированный тип акцентуации

Акцентуации экзальтированный тип

Экзальтированные личности отличаются более бурным, чем у других реагированием на жизнь. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных. Имеют очень сильные привязанности, им свойственны восторженные порывы, сильные увлечения, любовь ко всему прекрасному: музыке, искусству, природе и т.д.

Характерна крайняя впечатлительность по поводу печальных событий. Жалость, сострадание к другим способна довести их до отчаяния. Высокая способность к сочувствию, сопереживанию. Иногда неудачу другого человека переживают болезненнее, чем сам пострадавший.

Экзальтированным свойственно переживание чувства страха, причем страх нарастает очень резко. Внешне переживания страха проявляются в дрожи, у некоторых выступает холодный пот, может нарушаться ритм дыхания.

Экзальтированность тесно связана с высокой эмоциональной возбудимостью, с аффективным проявлением эмоций, причем эти проявления очень артистичны, экспрессивны.

Практический здравый смысл таким натурам не свойственен. Конфликты с жизнью происходят у них именно из-за слишком больной чувствительности и неспособности осилить прозу жизни. Такие конфликты могут привести иногда к психическим заболеваниям. Готовность к отчаянию, у экзальтированных “лириков” бывает связана с мыслями о самоубийстве.

Типичный пример акцентуации:

Ленский,

Карл Моор (Шиллер «Разбойники»)

Самый яркий литературный пример – Катерина Ивановна Верховцева («Братья Карамазовы»[23][23]):

«…Она держала меня при себе для беспрерывного мщения. Она мстила мне и на мне за все оскорбления, которые постоянно и всякую минуту выносила во весь этот срок от Дмитрия, оскорбления с первой встречи их… Потому что и самая первая встреча их осталась у ней на сердце как оскорбление.

Вот каково ее сердце! Я все время только и делал, что выслушивал о любви ее к нему. Я теперь еду, но знайте, Катерина Ивановна, что вы действительно любите только его. И по мере оскорблений его все больше и больше. Вот это и есть ваш надрыв.

Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите. Если б он исправился, вы его тотчас забросили бы и разлюбили вовсе. Но вам он нужен, чтобы созерцать беспрерывно ваш подвиг верности и упрекать его в неверности. И все это от вашей гордости.

О, тут много принижения и унижения, но все это от гордости…»

Эмотивный тип

В подростковом возрасте появляется крайняя лабильность настроения, которое меняется часто, резко и от ничтожных поводов. Нелестное слово, неприветливый взгляд могут погрузить в мрачное состояние, а комплимент, приятная встреча способны вселить жизнерадостность, веселость. От настроения зависит все – самочувствие, аппетит, работоспособность и т.д.

Им присущи глубокие чувства, искренняя привязанность, преданность. В общении предпочитают тех, кто способен утешить, понять, разделить радость, удовольствие.

Они любят компании и новую обстановку, но в отличие от гипертимных ищут здесь не поле деятельности, а только новые впечатления. Очень чутки к различным знакам внимания.

Эмотивные личности очень чувствительны, их волнует все, что связано с душой, отзывчивостью, гуманностью.

Увлечения эмотивных имеют информационно-коммуникативный характер.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом, ухаживаниями. Влечения долго остаются малодифференцированными, поэтому у эмотивных могут легко возникать отклонения в сторону транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

Душевные потрясения оказывают глубокие болезненные воздействия и способны вызвать реактивную депрессию. Душевный разлад иногда приводит к суицидным попыткам. Угнетенность приводит к потере сопротивляемости, и протест, как таковой, становится невозможным.

Типичный пример акцентуации:

(Софокл « Электра»)

Самый яркий литературный пример– Вертер (Гете «Страдания юного Вертера»).

Тревожный (боязливый) тип акцентуации

Уже в детстве тревожные личности пугливы, боязливы. Они боятся темноты, животных, им страшно оставаться одним.

Сторонятся шумных сверстников, не любят подвижных игр и озорства, более уверенно чувствуют себя среди маленьких.

Создается впечатление, что они замкнуты, но они весьма общительны с теми, с кем, к кому привыкли. В школе им трудно отвечать у доски, они боятся контрольных и экзаменов, старательно учатся.

Начало пубертатного периода у тревожных подростков протекает нормально. Позднее, вступая в самостоятельную жизнь, из-за чрезмерной впечатлительности и чувства

неполноценности оказываются в окружении почти неразрешимых проблем. Упреки и наказания вызывают слезы, отчаяние, и гораздо реже – протест. Сочувствие со стороны, участие, особенно неожиданные, могут вызвать бурные слезы.

У сензитивных рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерное требование к себе и окружающим.

У подростков возможна гиперкомпенсация, когда они пытаются утвердиться именно в той области, где чувствуют себя слабо.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации, ни к курению у таких личностей склонности не отмечается. Под воздействием алкоголя усиливаются, обостряются депрессивные переживания. Самооценка у тревожных подростков обычно высоко объективна. Лгать и притворяться не любят, не умеют. Им проще отмолчаться.

Самый сильный удар для них – стать объектом насмешек, подозрений в недобрых делах, несправедливого обвинения, особенно публичного.

С возрастом, при благоприятной обстановке сензитивность сглаживается. Обострения могут быть у “старых дев”, одиноких людей.

Типичный пример акцентуации:

Катерина Ивановна Мармеладова («Преступление и наказание»),

Франц Моор (Шиллер «Разбойники»)

Педантичный тип акцентуации

Педантичные или психастеничные (по Личко) подростки отличаются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждениям, “интеллектуальным” историям. Иногда возникают фобии – боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться за закрытой дверью и т.д.

Если ребенок воспитывается в условиях повышенной ответственности за другого, то у него резко усиливаются психастенические черты. Ребенок страшится не оправдать родительских ожиданий, потерять их любовь, и такие переживания, опасения приводят к синдрому “повышенной ответственности”. Этот синдром усиливают и высокие требования родителей.

В пубертатном периоде обострения этого типа акцентуации редки и возникают только в силу очень высоких требований. У педантичных подростков часто наблюдаются реакции гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционных высказываний, утрированной решительности, скоропалительности действий именно тогда, когда требуется осмотрительность, осторожность.

Подростковая эмансипация выражена слабо и заслонена патологической привязанностью к кому-либо из близких людей. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Их увлечения больше интеллектуального и эстетического плана.

Педантичные личности отличаются нерешительностью, склонностью к бесконечным рассуждениям, тревожностью за будущее. Им свойственны мнительность, легкость возникновения навязчивых опасений.

Придумывание ритуалов, условностей, наделение определенным смыслом предметов, могут рассматриваться как психологическая защита.

Другой формой защиты являются педантизм и формализм, проявляющиеся в том, что личность поступает по принципу: если все заранее продумать, предусмотреть, то ничего плохого не произойдет.

Психастеничный тип акцентуации мало подвержен трансформации, и если степень акцентуации не доводит человека до болезненного состояния, она считается безопасной.

Замечено, что женщины подвержены педантичности больше, чем мужчины, но и для тех и для других характерны основательность, четкость, законченность, особенно в профессиональной деятельности.

Типичный пример акцентуации:

Одиссей,

Гамлет,

Евгений Онегин,

Корейко («Золотой теленок»)

Возбудимый тип акцентуации

Черты акцентуации этого типа особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. Появляется склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с потребностью выместить на ком-нибудь зло. Эмоциональные вспышки кажутся внезапными, но на самом деле аффект накипает постепенно, долго.. Аффекты сильны и продолжительны.

У возбудимых личностей отмечается сильное половое влечение, а склонность к сексуальным эксцессам может сочетаться с садистскими и мазохистскими проявлениями.

Их подростковая «гиперсоциальность» однобока: в одной ситуации они примерны, в другой обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, физическую жестокость. Бережное отношение к себе сочетается со злопамятством, неспособностью прощать обиды.

В группе эпилептоидные стремятся к власти над другими, общаться предпочитают с подчиненными, нестроптивыми, конформными. Они могут хорошо адаптироваться в жестких дисциплинарных условиях из-за умения вовремя польстить руководству, у которого могут заполучить определенную власть над другими.

Для возбудимых характерны вязкость, тяжеловесность мышления. Возможен допекающий всех педантизм, достойное соблюдение всех правил, что рассматривается как компенсация их собственной инертности.

Самооценка у возбудимых личностей неоднозначна: они осознают, что их «заносит», «на них находит», они понимают свою осмотрительность, педантизм, но считают себя более конформными, чем это есть на самом деле.

В роли психологической защиты может быть стремление уединиться за каким-нибудь «успокаивающим нервы» делом.

У возбудимых доминируют не благоразумие и здравый смысл, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения, импульсивность реакций.

Юные возбудимые девушки легко меняют партнеров, так как лишены моральных устоев. К ранним сексуальным отношениям с мужчинами приводят импульсивные побеги из дома, неразборчивость в контактах, отсутствие понятия разумной осторожности.

У некоторых возбудимых состояние эмоционального расстройства нередко носит депрессивный характер, что, в свою очередь, способно привести к суицидным попыткам.

Типичный пример акцентуации:

Лужин («Преступление и наказание»),

Клайд Грифитс (Драйзер «Американская трагедия»)

Самый яркий литературный пример – Смердяков



Источник: https://infopedia.su/2x8b17.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий