Агнозия развития у детей что это такое

Агнозия

Агнозия развития у детей что это такое

Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата.

Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ.

МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции.

Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний.

Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

Агнозия

Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения. Агнозия возникает в результате гибели нейронов вторичных полей в области ишемического или геморрагического инсульта.
  • Хроническая ишемия мозга. Прогрессирующая недостаточность церебрального кровообращения приводит к деменции, включающей гностические расстройства.
  • Опухоли головного мозга. Поражение вторичных корковых полей является следствием роста опухоли, приводящего к сдавлению и разрушению окружающих нейронов.
  • Черепно-мозговая травма. Агнозия встречается преимущественно при ушибе головного мозга. Развивается вследствие повреждения вторичных зон коры в момент травмы и в результате посттравматических процессов (образования гематом, воспалительных изменений, микроциркуляторных нарушений).
  • Энцефалит. Может иметь вирусную, бактериальную, паразитарную, поствакцинальную этиологию. Сопровождается диффузными воспалительными процессами в церебральных структурах.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Альцгеймера, лейкоэнцефалит Шильдера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона.

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей.

Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.

) не нарушена.

В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:

  • Зрительная — отсутствии узнавания предметов, изображений при сохранении зрительной функции. Развивается при патологии затылочных, заднетеменных отделов коры.
  • Слуховая — утрата способности распознавать звуки и фонемы, воспринимать речь. Возникает при поражении коры верхней височной извилины.
  • Сенситивная — нарушение восприятия собственного тела и узнавания тактильных ощущений. Обусловлена дисфункцией вторичных полей теменных отделов.
  • Обонятельная — расстройство распознавания запахов. Наблюдается при поражении медиобазальных областей височной доли.
  • Вкусовая — невозможность идентифицировать вкусовые ощущения при сохранности способности их воспринимать. Связана с патологией тех же областей, что и обонятельная агнозия.

Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».

Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает.

Зачастую отмечается дифференцированная агнозия, обусловленная выпадением функции отдельного поражённого отдела коры.

Агнозия тотального характера сопровождает патологические процессы, диффузно распространяющиеся в церебральных тканях.

Зрительная агнозия проявляется путаницей предметов, неспособностью назвать рассматриваемый предмет, срисовать его, нарисовать по памяти или начатому рисунку. Изображая предмет, пациент рисует только его части.

Зрительная форма имеет много вариантов: цветовая, избирательная агнозия лиц (прозопагнозия), апперцептивная — сохранено узнавание признаков предмета (формы, цвета, размера), ассоциативная — пациент способен описать предмет целиком, но не может назвать его, симультантная — неспособность узнать сюжет из нескольких предметов при сохранении узнавания каждого предмета в отдельности, зрительно-пространственная — нарушение гнозиса взаимного расположения предметов. Расстройство распознавания букв и символов ведёт к дислексии, дисграфии, утрате способности делать арифметические вычисления.

Слуховая агнозия при поражении доминантного полушария приводит к частичному или полному непониманию речи (сенсорной афазии). Пациент воспринимает фонемы как ничего не значащий шум.

Состояние сопровождается компенсаторной многоречивостью с повторениями, вставлением случайных звуков, слогов. При письме могут отмечаться пропуски, перестановки. Чтение сохранено.

Поражение субдоминантного полушария может приводить к потере музыкального слуха, способности узнавать знакомые ранее звуки (шум дождя, собачий лай), понимать интонационные особенности речи.

Сенситивная агнозия характеризуется расстройством гнозиса раздражений, воспринимаемых болевыми, температурными, тактильными, проприоцептивными рецепторами.

Включает астериогнозис — невозможность опознать предмет на ощупь, пространственную агнозию — нарушение ориентировки в знакомой местности, больничной палате, собственной квартире, соматогнозию — расстройство ощущения собственного тела (пропорциональности, размера, наличия отдельных его частей). Распространёнными формами соматогнозии выступают пальцевая агнозия — пациент неспособен назвать пальцы, показать указанный врачом палец, аутотопагнозия — чувство отсутствия отдельной части тела, гемисоматоагнозия — ощущение только половины своего организма, анозогнозия — неосознание наличия заболевания или отдельного симптома (пареза, тугоухости, ухудшения зрения).

Обследование направлено на выявление агнозии, поиск её причины. Определение клинической формы агнозии позволяет установить локализацию патологического процесса в головном мозге. Основными диагностическими методиками являются:

  • Опрос пациента и его близких. Имеет целью установление жалоб, начала заболевания, его связи с травмой, инфекцией, нарушениями церебральной гемодинамики.
  • Неврологический осмотр. В ходе исследования неврологического и психического статуса наряду с агнозией врач-невролог выявляет признаки интракраниальной гипертензии, очаговый неврологический дефицит (парезы, расстройства чувствительности, нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, патологические рефлексы, изменения когнитивной сферы), характерные для основного заболевания.
  • Консультация психиатра. Необходима для исключения психических расстройств. Включает патопсихологическое обследование, исследование структуры личности.
  • Томографические исследования. КТ, МСКТ, МРТ головного мозга позволяют визуализировать дегенеративные процессы, опухоли, воспалительные очаги, зоны инсульта, травматического повреждения.

Агнозия является лишь синдромом, синдромальный диагноз может иметь место на начальном этапе диагностики. Результатом вышеперечисленных исследований должно быть установление полного диагноза базового заболевания, в клиническую картину которого входит расстройство гнозиса.

Терапия зависит от основного заболевания, может состоять из консервативных, нейрохирургических, реабилитационных методов.

Консервативное лечение:

  • Сосудистые и тромболитические фармпрепараты. Необходимы для нормализации церебрального кровотока. Острая и хроническая ишемия мозга является показанием к назначению средств, расширяющих церебральные сосуды (винпоцетина, циннаризина), антиагрегантов (пентоксифиллина). При интракраниальном кровоизлиянии применяют антифибринолитические препараты, при тромбозе — тромболитики.
  • Нейрометаболиты и антиоксиданты: глицин, гамма-аминомасляная кислота, пирацетам, пиритинол, оксиметилэтилпиридин. Улучшают обменные процессы в церебральных тканях, повышают их устойчивость к гипоксии.
  • Антихолинэстеразные средства: ривастигмин, донепезил, ипидакрин. Нормализуют нейропсихологические, когнитивные функции.
  • Этиотропная терапия энцефалита. В соответствии с этиологией осуществляется антибактериальными, противовирусными, противопаразитарными препаратами.

Реабилитация пациентов длится не менее трёх месяцев, включает:

  • Психотерапию. Арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия направлены на восстановление психической сферы больного, адаптацию к ситуации, сложившейся в связи с заболеванием.
  • Занятия с логопедом. Необходимы пациентам со слуховой агнозией, дислексией, дисграфией.
  • Трудотерапию. Помогает больным преодолеть чувство неполноценности, отвлечься от переживаний, улучшить социальную адаптацию.

Нейрохирургическое лечение может потребоваться в случае черепно-мозговой травмы, церебральной опухоли. Проводится на фоне консервативной терапии с последующей реабилитацией.

Успех лечения зависит от тяжести базового заболевания, возраста больного, своевременности проводимой терапии. Агнозия, возникающая у молодых пациентов вследствие травмы, энцефалита регрессирует на фоне лечения в течение 3 месяцев, в тяжёлых случаях процесс восстановления занимает до 10 месяцев.

Агнозия опухолевого генеза зависит от успешности удаления образования. При дегенеративных процессах прогноз неблагоприятный, лечение позволяет лишь приостановить прогрессирование симптоматики.

Профилактика состоит в своевременной терапии сосудистой патологии, предупреждении травм головы, онкогенных воздействий, инфекционных заболеваний.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/agnosia

Агнозия: что это такое? Симптомы, лечение и виды агнозий

Агнозия развития у детей что это такое

Головной мозг человека является органом сложной психической деятельности. За счет слаженной работы всех его структур мы можем не только получать информацию от органов чувств и отвечать работой мышц, но и говорить, выполнять качественно новые двигательные акты, а также познавать мир.

Высшие психические функции, отвечающие за познание, называются гностическими.

Гнозис (от лат. «gnosis» – знание, узнавание) – это аналитико-синтетическая деятельность отдельного анализатора, позволяющая объединить разрозненные признаки в целостный образ и осуществлять узнавание окружающих предметов, явлений и их взаимодействий, а также частей своего организма.

Для осуществления таких функций мозгу необходим анализ сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении информации с матрицей памяти. Гнозис является сложной функциональной системой с многоуровневым строением.

Формирование познания имеет условнорефлекторную природу и развивается у каждого человека специфично и индивидуально.

В результате ряда патологических реакций гностические функции могут отключаться. Непосредственные причины таких расстройств – процессы, разрывающие нейронные связи и не дающие возможность образовываться новым соединениям.

Нарушения различных видов узнаваний при сохраненной рецепции, сознании и речевой активности называется агнозия. Расстройства гностических функций существенно снижают адаптацию пациента в социальной и бытовой среде, а также негативно отражаются на качестве его жизни.

Лечение людей, имеющих подобные симптомы, может быть достаточно длительным и зависит от степени поражения коры головного мозга.

Впервые понятие агнозии в качестве клинического синдрома ввел немецкий физиолог Г. Мунк в 1881 году.

Функциональная основа

Представления о локализации гностических функций в структурах головного мозга остаются спорными до настоящего времени. Последние работы ученых доказывают значительную роль подкорковых образований в работе сложной системы познаний.

Однако традиционно считается, что основным субстратом высшей нервной деятельности является кора больших полушарий.

Способность человека к познанию в большой степени обусловлена исключительным развитием коры, масса которой составляет примерно 78% от общей массы мозга.

В коре больших полушарий находятся:

  • первичные проекционные зоны. Это центральные отделы анализаторов и отвечают за элементарные акты (чувствительность, движения, зрение, обоняние, слух, вкус);
  • вторичные проекционно-ассоциативные зоны, в которых осуществляются операции познания и частично процессы, связанные со способностью человека выполнять целенаправленные двигательные акты;
  • третичные ассоциативные зоны. Возникают в результате формирования новых связей между центральными отделами различных анализаторов и отвечают за интегративную функцию, в первую очередь осмысленные операции планирования и контроля. При его разрушении также грубо страдают гностические функции. Однако в отличие от истинных агнозий, данные расстройства классифицируются как псевдоагнозии.

Кроме этого, сложные гностические функции не могут сформироваться без участия системы хранения информации. Поэтому память – важнейший компонент познавательного процесса.

Первопричины агнозий

Нарушения способность узнавать окружающий мир по чувственным восприятиям могут быть следствием ряда патологических состояний. Основные причины формирования агнозий сводятся к патологическим процессам, повреждающим нейронные связи. В качестве таких состояний могут выступать:

  • Цереброваскулярные заболевания;
  • Нейроинфекции;
  • Наследственные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нейродегенеративные процессы
  • Последствия перинатальной патологии у детей.

Псевдоагнозии возникают в результате тех же причин, однако в первую очередь страдает мотивационный компонент познавательного процесса, т.е нарушается формирование целей поведения и произвольных волевых усилий.

Существуют случаи, когда у ребенка не наступает формирование определенных познавательных функций. Чаще всего это происходит из-за недоразвития первичных проекционных полей. В этой ситуации речь идет о задержке формирования центров гнозиса и чаще используют понятие «дисгнозия».

Варианты агнозий

Клиницисты подразделяют расстройства восприятия на подтипы. Виды агнозии обусловлены основным анализатором, который дал начало формирования данного центра познания. Соответственно, они же и определяют клинические симптомы патологии. Классификация агнозий подразумевает их разделение на следующие категории:

  • Зрительную;
  • Слуховую;
  • Обонятельную;
  • Вкусовую;
  • Тактильную.

Кроме этого, отдельно выделяют нарушение схемы тела (соматоагнозию), как патологию ассоциативных волокон преимущественно тактильной, а также зрительной проекционных зон.

Внутри каждой группы существуют дополнительные подвиды агнозий, которые определяют узкоспециализированные расстройства познания.

Следует учитывать понятие псивдоагнозий.

Патология гностических функций

  1. Зрительная агнозия – патология узнавания ранее виденных предметов, людей и их визуальных качеств при сохранности зрения.

Возникает как следствие поражения ассоциативных зон затылочных долей. Частными вариантами расстройства зрительного восприятия являются:

  • Цветовая агнозия. Симптомы патологии проявляются в форме неспособности человека распознавать цвета;
  • Лицевая агнозия (или прозопагнозия). Неспособность узнать ранее виденные лица. Прозопагнозия наблюдается при поражении базальных отделов затылочной области;
  • Буквенная агнозия. Пациент не может узнать буквы алфавита и, соответственно, теряется навык чтения (формируется симптом алексии);
  • Предметная агнозия. Человек не способен узнать предметы, а также их изображения.
  • Оптико-пространственная агнозия. Больные не могут узнавать ранее виденные места, при этом нарушается восприятие пространства и ориентировка в нем.

Функционально зрительная агнозия подразделяется на апперцептивную, при которой пациент способен воспринимать лишь отдельные элементы увиденного, и ассиоциативную, для которой характерно целостное восприятие объекта пациентом, однако полное отсутствие непосредственного процесса его отождествления с образами памяти. Точно также существует понятие «симультанная агнозия», которая характеризуется неспособностью синтетического восприятия частей изображения и осуществлять объединение увиденного в целостный образ.

  1. Слуховая агнозия (или акустическая) – патология узнавания предметов и явлений внешнего мира по характерным звукам без визуального контроля.

При этом проекционное корковое представительство слухового анализатора остается сохранным. Так, пациент, закрыв глаза, не сможет определить часы по их тиканью, собаку по лаю, воду по журчанию и так далее. Патология возникает при поражении наружных отделов коры височной доли.

Чаще всего формируется при патологическом процессе в доминантном полушарии, однако может быть и при противоположном очаге. Частным проявлением акустической агнозии является сенсорная афазия – специфическая речевая патология, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.

Зрительную и слуховую агнозии по-другому называют «душевная слепота» и «душевная глухота».

  1. Обонятельная и вкусовая агнозии, как правило, проявляются вместе. Изолированно патологии практически не встречаются. Это связано с близким расположением корковых представительств обоняния и вкуса – в медиальных отделах височной доли.Проявляются нарушением узнавания запахов и вкусов. Данные синдромы наблюдаются крайне редко, и длительное время могут оставаться незамеченными (особенно обонятельная гностическая дисфункция). Их выявление требует специального нейропсихологического обследования с прицельным выявлением работы проекционно-ассоциативных вторичных зон височной доли.
  1. Тактильная агнозия (или сенситивное расстройство восприятия) возникает при поражении теменной доли. Она проявляется неспособностью пациента определить предметы при их воздействии на сохранные рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Проявляется патология в форме астереогноза – нарушении узнавания предметов на ощупь.
  2. При нарушениях схемы тела у пациента наблюдаются расстройства представления о собственном теле. Он не способен узнавать его части, а также понимать его структурную организацию. Данную патологию называют соматоагнозия.

Патология может проявляться как:

  • Аутотопагнозия – патология узнавания частей собственного тела. Вариантами расстройства является пальцевая агнозия, гемисоматоагнозия (признание только одной половины тела), псевдомелии (ощущение наличия дополнительной конечности), амелия (ложное ощущение отсутствия конечности);
  • Нарушение право-левой ориентации;
  • Анозогнозия – игнорирование собственного дефекта, неврологического дефицита;

Наиболее ярко нарушение схемы тела проявляется при поражении теменной доли недоминантного полушария. Однако частные его виды может быть последствием патологического процесса в доминантной гемисфере (например, при синдроме Герстмана – сочетании агнозии пальцев, а также нарушения право-левой ориентации с расстройствами счета и письма).

Нарушения различных гностических функций в классическом варианте описаны в книгах американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса. Так, пример прозопагнозии представлен в его произведении «Человек, который перепутал жену со шляпой», а аутотопагнозии в сборнике «Нога, как точка опоры».

Выявление агнозий

Несмотря на то, что агнозии не являются частой патологией, их диагностика должна осуществляться комплексно. Чаще всего гностическую дисфункцию обнаруживают у взрослых. Однако не редки случаи выявления симптомов агнозий у ребенка (в младшем возрасте речь ведут о задержке формирования центров гнозиса, в пубертате могут быть диагностированы истинные агностические нарушения).

Пациента с подозрением на нарушения познавательных функций должен осмотреть невролог с целью выявления очагового неврологического дефицита. Наличие дополнительных симптомов может помочь осуществить топическую диагностику и выявить зону поражения головного мозга.

Симптомы истинного познавательного расстройства и псевдоагнозии сходны. Поэтому в ряде случаев требуется применить дополнительные инструментальные методы выявления патологического процесса (КТ или МРТ, ЭЭГ, другие) с целью оценки сохранности третичной интегральной системы мозга.

Для уточнения вида агнозий проводится ряд нейро-психологических тестирований. В него включаются специально разработанные материалы, позволяющие оценить высшие корковые функции в целом и их отдельные проявления в частности.

Для оценки состояния зрительного гнозиса пациенту предлагают рассмотреть изображения предметов, людей, животных, растений, цветовых схем. Часть картинок может быть заштрихована или закрыта изогнутой линией (так называемые, зашумленные рисунки). Дополнительно пациенту предлагается рассмотреть изображения частей предмета, с их помощью может быть выявлена симультанная агнозия.

При проверке наличия патологии акустических гностических функций больного просят закрыть глаза и воспроизводят наиболее распространенные звуки (чаще всего хлопают в ладоши, дают послушать тикающий будильник, гремят ключами).

Для выявления астереогноза врач дает в руки пациенту предмет, который он должен ощупать с закрытыми глазами, после чего определить, что это. Нарушения схемы тела устанавливают путем опроса больного.

Для уточнения степени формирования гностических функций у детей существуют подобные нейропсихологические материалы, адаптированные для ребенка определенного возраста.

Лечебные мероприятия

Агнозия – это не самостоятельное заболевание, а лишь клиническое проявление, синдром основной патологии. Вследствие этого основное лечение должно воздействовать на причины развития нарушений познавательных функций.

Лечение агнозий должно идти с учетом первичного заболевания, выступившего причиной развития гностических нарушений.

Симптоматическим лечением, способствующим восстановлению разорванных нейронных связей между первичными проекционными зонами коры, служит средовая адаптация, социализация и обучение пациента.

Важно помнить о нейропластичности головного мозга – способность церебральных нейронов меняться под действием опыта и восстанавливать утраченные нервные связи между ними. Однако со временем подобная активность мозга становится ниже.

Коррекция гностических функций легче идет у детей и лиц молодого возраста. Поэтому крайне важно своевременно обратиться за медицинской помощью. 

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 97

4.22 97

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/agnoziya.html

Агнозия: клинические проявления и формы, причины возникновения

Агнозия развития у детей что это такое

Расстройства психического развития

30.11.2017

4 тыс.

2.7 тыс.

7 мин.

Агнозия – нарушение узнавания предметов и стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и других).

Это отклонение возникает у детей и взрослых в связи с наличием определенных патологических состояний головного мозга. Лечение осуществляется с учетом основного заболевания и вида агнозии.

Препараты назначаются в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и тяжести проявления недуга.

Агнозия в психологии – нарушение процесса распознавания предметов или стимулов обычно в пределах одного анализатора (зрительного, слухового, обонятельного и др.

) при сохранности функционирования органов чувств. Нарушения гнозиса (узнавания) преимущественно проявляются у детей от 7 лет и у взрослых. Заболеваемость у мужчин и женщин обладает одинаковой частотой.

Дети с такой патологией нуждаются в специальных методах обучения.

Это заболевание обусловлено патологическими нарушениями вторичных проекционно-ассоциативных полей головного мозга. Агнозия возникает на фоне острых сбоев мозгового кровообращения, хронической ишемии мозга. К другим причинам появления недуга можно отнести:

  • опухоли;
  • черепно-мозговые травмы, гематомы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Пика;
  • болезнь Паркинсона.

Выделяют различные агнозии: зрительную, тактильную, оптико–пространственную, слуховую.

Зрительная агнозия характеризуется отсутствием способности узнавания объектов и изображений реальности при отсутствии нарушений глаз. При всех формах отклонения элементарное функционирование зрительной системы остается относительно сохранными. У больных отмечается хорошее цветовое ощущение и поля зрения остаются в норме.

Данная форма агнозии является следствием поражения коркового отдела зрительного анализатора. Чаще нарушения возникают при поражениях двух полушарий. Т. Г. Визель выделяет несколько видов зрительных агностических расстройств:

  • предметная;
  • нарушение узнавания цветов;
  • агнозия на лица;
  • пальцевая агнозия.

Предметная форма – отсутствие узнавания предметов, трудности их распознавания и изображения. В основе этого вида заболевания лежат нарушения опознания формы и контуров объекта. У больных с предметной агнозией резко увеличивается порог узнавания.

Двусторонние очаги поражения влияют на возникновение грубых расстройств, которые проявляются в том, что пациенты не могут узнать простые изображения предметов, используемые в быту, и путают разные картинки между собой.

При односторонних очагах, которые расположены в правом полушарии, дефекты узнавания предметных образов проявляются в трудностях опознания целостного образа предмета, в том числе и художественного.

При односторонних очагах больные не могут определить объекты, которые изображены схематическим, стилизованным образом, а также перечеркнутые и наложенные друг на друга предметы.

Они не могут анализировать отдельные признаки объектов и выделять фигуры из фона. Вариант оптико–гностических расстройств – симультанная агнозия (синдром Балинта ).

Эта форма характеризуется нарушением зрительного узнавания, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.

Агнозия на лица (прозопагнозия) – гностическое расстройство, которое проявляется в трудностях узнавания знакомых и известных лиц.

При сильном проявлении дефекта больные не узнают своих близких, не могут описать, представить знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам, по голосу и жестикуляции, а также не могут отличить женские и мужские лица, детей от взрослых. Иногда пациенты затрудняются в оценке мимики, видят искаженные гримасы.

Агнозия на цвета (цветовая агнозия) развивается по причине поражения левого (доминантного) и правого (субдоминантного) полушарий височных и затылочных областей. При этой форме по субдоминантному типу происходит нарушение абстрактности и обобщенности при восприятии.

Буквенная агнозия – обобщенное называние букв, возникает на фоне поражения височно-затылочных отделов левого (доминантного по речи ) полушария. У пациентов происходит утрата навыка чтения. При этой форме заболевания пациенты путают буквы по оптической схожести, расположению, воспринимают некоторые из них зеркальным образом.

Кроме вышеописанных агнозий, нейропсихолог Е. Д. Хомская выделяет еще один вид – оптико-пространственную агнозию. Она в озникает при поражении двух полушарий в области затылка и темечка. При данной патологии у пациентов исчезает возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов.

Такие люди перестают осознавать ту символику рисунка, которая отражает его пространственные характеристики. У больных с данным видом агнозии отмечаются трудности в рисовании при сохранении способности к копированию предмета. Иногда нарушается и общая схема рисунка.

При правополушарных поражениях отмечается односторонняя оптико–пространственная агнозия.

Кроме этого, у таких пациентов часто нарушается возможность зрительной афферентации пространственно- организованных движений – «праксис позы».

Больные затрудняются скопировать позу, не знают, как расположить конечности по отношению к своему телу, плохо выполняют движения, которые требуют элементарной зрительнопространственной ориентировки – апраксия одевания.

Сочетания зрительно– и двигательно-пространственных расстройств называются апрактоагнозией. Такие патологии иногда влияют на способность к чтению. Возникают трудности при прочтении букв, которые имеют «лево – правые » характеристики.

Пациенты жалуются, что не могут отличить правильно и неверно написанные буквы. Оптико-пространственная форма заболевания преимущественно возникает при поражении верхних теменных и теменно-затылочных долей. Такой вид агнозиюи Т. Г. Визель относит к самостоятельному виду недуга.

Существуют два вида тактильных агнозий:

  1. 1. нарушение узнавания материала объекта и его текстуры;
  2. 2. нарушение узнавания форм объектов (астереогноз).

Расстройство возникает при наличии очага в области теменной дольки. Пациенты испытывают трудности в узнавании материала предмета и его структуры, не различают сигналы, которые поступают коже. Больные затрудняются определить такие качества объекта, как шершавость, гладкость, мягкость, твердость.

Астереогноз – трудности узнавания объектов, при восприятии которых нужно учитывать некоторые параметры. Этот вид может возникать как при сохранности других анализаторов, так и на фоне изменений чувствительности. Больной верно воспринимает предмет визуально, но не узнает его при ощупывании с закрытыми глазами. В некоторых случаях ошибочно распознаются и отдельные признаки объекта.

Кроме этого, существует симптом тактильного невнимания либо угасания. Он характеризуется тем, что при предъявлении двух объектов в две руки пациентом распознается тот, который располагается в здоровой конечности, т. е. на стороне одноименной очагу поражения. Если из здоровой руки убрать предмет, то человек различает тот, который находится в «больной », т. е.

на противоположной очагу стороне поражения.

Также выделяют синдром Гертсмана – сочетание «чистой» алексии и пальцевой агнозии, нарушение ориентировки «право–лево » и счетных операций. Некоторые авторы выделяют тактильную асимболию (тактильную амнестическую афазию по Хомской) – отсутствие возможности назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект.

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны слухового анализатора. Такая агнозия бывает двух видов: субдоминантная и речевая. Первая – неспособность понять значение неречевых шумов: природных и предметных.

У некоторых детей и взрослых отмечается амузия – неспособность запомнить или узнать мелодию. Иногда у больных отмечается гиперакузия – повышенная чувствительность к шумам.

Речевое (слуховое ) агностическое расстройство развивается при поражениях в левом полушарии мозга. Пациенты испытывают затруднения при понимании чужой речи. Сохранно только частичное ее восприятие и распознание.

Если поражены одновременно два полушария, то это приведет к тотальной речевой слуховой агнозии.

Аритмия развивается при наличии очага поражения в области висков. Эта форма характеризуется тем, что больные не могут верно оценить и повторить относительно простые ритмические рисунки. Аритмия возникает при поражении височной доли в правом и левом полушариях.

Существует патология интонации речевой функции – симптом дефекта височной доли коры в правом полушарии. Больные с данным нарушением не могут различить интонации речи, отмечается снижение ее выразительности, разнообразия в интонации, которое свойственно здоровому человеку.

Такие пациенты не могут петь. Если у больного произошло поражение височной области в правом полушарии, то возникает нарушение «эмоционального слуха », т. е.

отсутствие способности различать интонации, отражающие разные психоэмоциональные состояния (радость, злость, ярость, печаль).

Диагностика агнозии осуществляется на основании изучения анамнестических сведений – выявляются жалобы, а также патологии, которые перенес пациент ранее.

Необходим осмотр невролога для выявления парезов, нарушений чувствительности и других симптомов, которые характерны для основного заболевания. Рекомендуется пройти осмотр психиатра, т. к.

известно, что при шизофрении возникают гностические расстройства.

Кроме осмотров у узких специалистов, нужно пройти инструментальное обследование. В этом случае рекомендуется пройти исследование компьютерной томографии и МРТ. Эти способы позволяют определить наличие опухолей, повреждений и дегенеративных заболеваний.

Лечение агнозий зависит от основного заболевания. Существует несколько способов терапии данной патологии:

  • консервативный;
  • нейрохирургия;
  • реабилитация.

Консервативная терапия применяется с целью нормализации церебрального (мозгового) кровотока.

Используются лекарственные средства, которые расширяют сосуды головного мозга (винпоцетин, циннаризин) и препараты группы антиагрегантов (пентоксифиллин).

Для улучшения обменных процессов в организме и повышении устойчивости к гипоксии используются нейрометаболиты и антиоксиданты (глицин, ГАМК, пирацетам).

Высшие психические функции можно улучшить при помощи антихолинэстеразных лекарственных средств (ривастигмин, ипидакрин, донепезил). В зависимости от фактора возникновения патологии назначается симптоматическое лечение антибактериальными, противовирусными лекарствами. Восстановление больных длится от трех месяцев и более.

Такое лечение включает в себя методы психотерапии (арт-терапию и ее виды, когнитивно-поведенческую терапию), позволяет пациенту адаптироваться к ситуации заболевания и восстановить психоэмоциональное состояние. При слуховой агнозии, нарушениях письма и чтения применяются занятия с логопедом.

Для улучшения общественной адаптации пациента используют трудотерапию. Нейрохирургическая терапия применяется, если у пациента обнаружены черепно-мозговые травмы или опухоли, при одновременном лечении лекарствами.

Эффективность терапии зависит от выраженности проявлений основного заболевания, возраста пациента, его индивидуальных особенностей и своевременности лечения. Если агнозия возникает у молодых людей, страдающих из-за травмы или инфекционной болезни, то патология исчезает в течение трех месяцев. В более тяжелых случаях восстановление пациентов может занимать до года.

При развитии агнозии из-за опухоли эффективность и длительность терапии зависит от того, насколько успешно было проведено удаление новообразования.

В старческом возрасте прогноз недуга неблагоприятный. Лечение в этом случае может повлиять на выраженность симптоматики. Меры профилактики заключаются в регулярных медицинских обследованиях.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/agnoziya-eto.html

Агнозия у детей

Агнозия развития у детей что это такое

  • Нарушение ориентировки в местности, нарушение способности понимать расположение мест на карте.
  • Отрицание наличия у себя заболевания или дефекта (например, слепота, слабость в конечностях), несмотря на очевидность имеющихся нарушений.
  • Безразличность к имеющемуся дефекту: например, человека мало беспокоит внезапно развившаяся слепота на оба глаза, отсутствие мышечной силы в ногах.
  • Нарушение узнавать предметы наощупь: представляют трудности в определении формы, текстуры предмета.
  • Нарушение узнавания звуков: например, человек не может понять характер звука и откуда он исходит, когда слышит входной звонок у себя дома, или слышит голос родственника
  • Нарушение восприятия своего тела: больной не может точно определить длину своих конечностей, их количество.
  • Нарушение способности узнавать лица знакомых: при этом человек может назвать пол, примерный возраст, но узнать лицо не способен.
  • Нарушение узнавания сложных зрительных образов: несмотря на сохранную способность узнавать отдельные элементы, человек,   смотря на картину, узнает бокал на столе, но не осознает что наличие бокала на столе, а также кувшинов, еды и множества людей за столом говорит о том, что изображен праздник/пир.
  • Игнорирование половины видимого пространства: например, человек во время еды человек съедает кашу только с левой половины тарелки, при ходьбе человек задевает дверной косяк правым плечом (т.к. не видит помеху справа).

В зависимости от особенностей агнозии выделяют следующие ее формы.

  • Зрительная агнозия:
    • предметная агнозия — человек не узнает ранее известные ему предметы.

      Например, он не может сказать, что он видит перед собой, когда ему показывают книгу или телефон, но если ему сказать, что это, то он может указать применение этого предмета (книга для чтения, телефон для совершения звонков);

    • агнозия на лица (прозопагнозия): нарушение способности узнавать лица знакомых.

      При этом человек может назвать пол, примерный возраст, но узнать лицо не способен;

    • агнозия на цвета — человек не узнает цвета. Например, если попросить больного посмотреть на зеленый огурец и назвать его цвет, человек не сможет этого сделать.

      Однако если попросить вспомнить, какого цвета огурец, человек без труда скажет, что огурец зеленый;

    • симультанная агнозия (симультагнозия) — нарушение узнавания сложных зрительных образов несмотря на сохранную способность узнавать отдельные элементы (например, человек, глядя на картину, узнает бокал на столе, но не осознает, что наличие бокала на столе, а также кувшинов, еды и множества людей за столом говорит о том, что изображен праздник/пир);
    • игнорирование половины пространства (неглект) — при этом человек, не имея проблем со зрением, игнорирует половину видимого ему пространства. Например, во время еды он съедает кашу только с левой половины тарелки, при ходьбе задевает дверной косяк правым плечом (так как не видит помеху справа);
    • буквенная агнозия — человек не узнает буквы в тексте или отдельно написанные буквы (все или только часть из них). Он может путать буквы, испытывать затруднения при чтении, но если попросить написать какую-либо букву, то чаще всего он выполняет это задание без труда.
  • Слуховая агнозия –  нарушение восприятия звуков. Человек может не узнавать голоса давно знакомых людей, родственников, шум машин на улице, пение птиц.
  • Топографическая  агнозия –  нарушение ориентировки в местности, нарушение способности понимать расположение мест на карте, а также нарушение ориентировки в знакомом пространстве: больные забывают дорогу домой, теряются в собственной квартире, не могут запомнить, находясь в больнице, путь в столовую, палату, туалет. При этом память остается сохранной.
  • Соматоагнозия –  нарушение восприятия своего тела (размеры и количество конечностей, расположение рук). Человеку может казаться, что на руке больше пяти пальцев, что они стали очень длинными и т.п.
  • Астереогноз –  нарушается способность узнавать предметы наощупь. Например, больной с закрытыми глазами с помощью прикосновений не может распознать очевидные предметы – булавку, ключ, ручку и т.д. При этом, открыв глаза, пациент узнает предмет.
  • Анозогнозия –  отрицание наличия у себя заболевания или дефекта (например, слепота, слабость в конечностях). Если сказать пациенту, что он заболел, он удивится, будет отрицать это: он не замечает очевидных нарушений.
  • Анозодиафория –  осознание пациентом своего дефекта при сохранении безразличия к нему. Например, человека мало беспокоит внезапно развившаяся слепота на оба глаза.

Агнозия развивается при поражении теменных и затылочных долей коры головного мозга.

Это может происходить при следующих процессах:

  • острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • опухоли головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм — например, при дорожно-транспортных происшествиях, падениях с высоты, ударах по голове;
  • последствия воспаления головного мозга (энцефалита);
  • болезнь Паркинсона — заболевание, характеризующееся развитием прогрессирующей мышечной скованности, тремора (дрожания) и нейропсихологических расстройств (в том числе апраксии).

LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!

  1. Врач педиатр поможет при лечении заболевания

    Записаться к врачу педиатру

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно появились признаки агнозии (отрицание имеющегося дефекта, трудности в ориентировке по карте);
    • какое событие непосредственно предшествовало появлению этих признаков (черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения);
    • как быстро прогрессируют нарушения (развились ли они постепенно или возникли остро).
  • Неврологический осмотр: оценка психических функций человека, зрительных полей, остроты зрения, слуха. Поиск других неврологических нарушений, которые могут сопутствовать агнозии (нарушение чувствительности кожи, неспособность к чтению, счету).
  • Осмотр нейропсихологом: оценка состояния пациента с помощью специальных анкет и опросников, беседы.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга и выявить возможные причины агнозии (очаги нарушения кровообращения, опухоли, последствия черепно-мозговой травмы).
  • Возможна также консультация детского невролога, психиатра.
  • Лечение основного заболевания, вызвавшего агнозию, хотя в целом нет специального вида лечения, способного эффективно и направленно бороться с агнозией.

    • Контроль артериального (кровяного) давления и препараты, улучшающие мозговой кровоток и питание мозга (ноотропы, антиагреганты).
    • Удаление опухоли головного мозга хирургическим путем.
    • Препараты, улучшающие состояние нейропсихологических функций (антихолинэстеразные препараты).
  • Занятия с нейропсихологом.

Нарушение социальной адаптации (в тяжелых случаях).

Специальной профилактики агнозии не существует.

  • Ведение здорового образа жизни (регулярные прогулки не менее 2-х часов, занятия физической культурой, соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8 часов)).
  • Соблюдения режима питания и рациона (регулярное питание не менее 2-х раз в день, включение в рацион продуктов, богатых витаминами: фруктов, овощей).
  • Своевременное обращение к врачу при возникновении проблем со здоровьем.
  • Контроль артериального (кровяного) давления.

Источник: https://lookmedbook.ru/disease/agnoziya/children

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий