Агнозия и апраксия

Апраксия и агнозия – потеря двигательной памяти и способности узнавать предметы | Университетская клиника

Агнозия и апраксия

Апраксия – это неспособность пациента выполнять более сложные двигательные действия, требующие запоминания некоторых базовых навыков и порядка, в котором они выполняются. Как правило, это относится к приобретенным действиям, которые пациент изучил ранее.

Пример апраксии – неспособность свистеть, использовать инструменты (ножницы, отвертку), водить автомобиль и т. д.

Важный для понимания смысла апраксии признак – симптомы патологии не связаны с парезом, параличом, синдромом Паркинсона, поврежденями мозжечка или скелетных мышц, отвечающих за движения.

Суть апраксии всегда заключается в прямом повреждении участков коры головного мозга, отвечающих за выполнение действий.

Что такое агнозия?

Агнозия – это потеря, часто внезапная, способности распознавать объекты или события. Чаще всего наблюдается визуальная агнозия, при которой пациент перестает распознавать более сложные явления – картины, предметы, рисунки. 

Как и в случае с апраксией, проблема состоит не в повреждении глаз или в невозможности назвать видимое (афазия). Пациент хорошо видит, но не понимает, что видит.

При этом он распознает и называет объекты, идентифицируя их с помощью других чувств – на ощупь, на основе слуховых раздражителей.

  Частый случай зрительной агнозии – так называемая прозопагнозия, то есть неспособность распознавать лица людей, с которыми пациент ранее встречался.

Другие формы агнозии

Другие формы агнозии:

  • Астереогнозия, когда пациент не распознает ручные предметы;
  • Самодиагностика, когда пациент не может правильно распознать и назвать части собственного тела или тела других людей. Обычно последний симптом является частью более широкого синдрома, известного как расстройство схемы тела;
  • Анозогнозия заключается в том, что пациент не осознает, что у него есть неврологический симптом, например, гемипарез, амблиопия.

Все вышеупомянутые симптомы могут появляться как элементы паралича, гемипареза, гематомы или повреждения головного мозга. Как правило, точно определить, какие участки мозга подвержены, можно рассмотрев снимки головного мозга. Например, при анозогнозии имеется повреждение (ишемия, разрушение) коры правого полушария головного мозга.

Что делать в случае апраксии или агнозии?

Важно быстро обратить внимание на патологию. Чаще всего апраксия или агнозия являются элементами тяжелого заболевания.

В этом случае на первый план выходят другие симптомы, например, гемиплегия или потеря сознания, они затеняют другие, более тонкие и в настоящее время менее опасные сопутствующие расстройства, включая апраксию или агнозию.

Когда апраксия или агнозия является единственным симптомом, пациент сам может обратиться к врачу.

В любом случае апраксии или агнозии, независимо от того, является ли эти симптомы частью другого заболевания или это самостоятельное заболевание, возникает опасная клиническая ситуация. Вышеупомянутые симптомы указывают на серьезное состояние пациента, а иногда и на угрозу жизни. За пациентом, в случае пареза или гемиплегии,  нужно срочное наблюдение в клинике. 

Как врач диагностирует апраксию и агнозию?

Если апраксия или агнозия сопровождаются другими симптомами, например, гемипарезом или другим заболеванием, врач сначала проверит отсутствие непосредственной угрозы жизни для пациента, включая оценку состояния. 

Часто апраксия или, например, зрительная агнозия отмечаются не сразу, а позже, при более подробном рассмотрении. Так у некоторых пациентов астереогноз или аутодиагностика диагностируются только через несколько дней после поступления в больницу, когда основные опасные для жизни нарушения начинают стихать, например, регрессирует гемипарез, или когда симптом был отмечен только частично.

Изолированный дискретный симптом, например, визуальная агнозия низкой степени или прозопагнозия, позволяют приблизительно определить местоположение поражения – расположение небольшой гематомы, повреждения или развивающейся опухоли. Но для определения места и степени повреждения необходима госпитализация и более точные визуальные обследования. Обычно назначается магнитно-резонансная томография головы, реже – компьютерная томография. 

Врач будет анализировать полученные снимки, изучая симптомы патологии наряду с другими неврологическими изменениями, информацией, полученной от близких. Особенно важны качественные результаты визуализации черепа пациента. 

В некоторых случаях может потребоваться операция – срочная, при  подозрении на рост внутричерепной гематомы, или плановая, после надлежащей подготовки пациента, в случае подозрения на наличие опухоли.

ссылкой:

Источник: https://unclinic.ru/apraksija-i-agnozija-poterja-dvigatelnoj-pamjati-i-sposobnosti-uznavat-predmety/

Агнозия, афазия, апраксия, как нарушение работы блока приема, хранения и

Агнозия и апраксия

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Переработки информации.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания.

Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии.

Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Агнозия – редкое состояние, при котором человек может видеть и ощущать предметы, но не способен сопоставить свои ощущения с функцией этих предметов. При некоторых формах агнозии люди не узнают знакомые лица или знакомые предметы, например ложку или карандаш, несмотря на то, что они могут видеть и описать эти вещи.

Виды агнозии:

– Зрительная. К ней относятся предметная (неузнавание предметов), агнозия на цвета, на лица, слабость оптических представлений (невозможность представить предмет, описать его форму, функцию), симультанная агнозия, агнозия вследствие оптико-моторных нарушений.

– Оптико-пространственная. Здесь различают агнозию глубины, нарушение стереоскопического зрения, односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки.

– Слуховая, к которой относится простая слуховая агнозия и слухоречевая.

– Нарушение восприятия времени и движения.

– Соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела и частей тела.

Симптомы:

Поражение коры, ответственной за анализ и синтез информации приводит к агнозии. Соответственно, симптомы будут связаны с локализацией поражения. Например, при поражении левой затылочной области возникает предметная агнозия: при этом пациент видит, может описать предмет, но не знает как он называется и для чего предназначен.

При поражении височной доли возникает слухоречевая агнозия: пациент воспринимает речь как простой набор звуков и не способен различать отдельные слова, воспринимать их смысл.

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.

Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др.

Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Виды:

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

Апраксия – нарушение способности выполнять целенаправленные действия. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных и т. д.) без признаков пареза или нарушения координации движений. В классической неврологии выделяют несколько видов апраксии.

Идеаторная апраксия заключается в нарушении плана или замысла сложных действий.

Сами по себе частичные действия, входящие в состав целенаправленного действия, правильны, но нарушается их последовательность, или же действие, само по себе правильное, направляется к ложной цели (например, по просьбе показать, как закуривают папиросу, больной чиркает этой папиросой по коробку, а спичку берет в рот).

Больные не могут выполнить символические жесты (погрозить пальцем, отдать воинское приветствие и т.д.), однако способны повторить действия исследующего. Идеаторная апраксия возникает при поражении надкраевой извилины (gyms supramarginalis) теменной доли доминантного полушария и всегда двусторонняя.

Моторная апраксия отличается от идеаторной нарушением не только спонтанных действий, но и действий по подражанию. Она часто односторонняя, например, при поражении мозолистого тела может возникнуть только в левой верхней конечности. Моторная апраксия является апраксией “выполнения действия”.

Моторная апраксия делится на 2 вида: идеокинетическую и мелокинетическую. При идеокинетической апраксии простые действия могут выполняться правильно, но не по заданию, а случайно: больной случайно может сжать руку в кулак, но не сожмет ее по приказу, он пишет не те буквы или знаки, которые ему заданы, но сами по себе они правильны и т. д.

Больной часто путает движения: дотрагивается до уха вместо носа и т. д., выражены явления персеверации.

Мелокинетическая апраксия характеризуется искажением структуры самих движений, составляющих действие и заменой их неопределенными движениями в виде раздвигания и передвигания пальцев вместо того, чтобы погрозить пальцем или сжать руку в кулак.

Конструктивная апраксия – это нарушение направления действий как в области конструирования целого из частей, так и в области узнавания.

Больной не может сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, квадрат, треугольник), не может расположить разрезанные буквы в надлежащем порядке, чтобы составить слово.

При конструктивной апраксии очаги поражения находятся в угловой извилине (gyrus angularis) теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства двусторонние.

Поражение теменной доли вблизи постцентральной извилины вызывает кинестетическую апраксию: произвольные движения больной может производить только под контролем зрения.

При очагах на стыке теменной, височной и затылочной долей возникает пространственная апраксия – нарушение пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов: больной не может придать выпрямленной кисти другое положение, попасть в нужную точку в пространстве и т.д.

При поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария развивается оральная апраксия, обычно в сочетании с моторной афазией: больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произношения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушается письмо.

При поражении лобной доли возникает лобная апраксия: распад навыков сложных движений и программы действий. Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или к стереотипным движениям, которых не замечает.

11. Нарушения мышления при шизофрении { по Б.В.Зейгарник)

Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении. Не существует единой классификации нарушений мышления при шизофрении.

Одну из первых классификаций нарушения мышления вообще разработала профессор Зейгарник.

Зейгарник опирается на представления о мышлении, которые разработаны в отечественной психологии в школе Выготского-Леонтьева, определяя мышление – познавательная деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задачи, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача выполняется.

Общая структура мыслительной деятельности как в норме, так и в патологии едина. Однако в условиях патологии отдельные звенья психической деятельности могут быть редуцированы, свернуты, сокращены, другие звенья мыслительного акта могут быть наоборот чрезмерно конкретизированы, детализированы, отдельные звенья могут быть искажены.

Зейгарник выделяет в качестве критерия классификации нарушения мышления единый принцип: Место феномена в структуре мыслительной деятельности. При таком подходе отдельные нарушения мышления предстают в виде взаимосвязанной системы нарушений.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений: Нарушения мыслительных операций; Нарушение динамики мышления: инертность мышления; лабильность мышления; Нарушение мотивационного аспекта мышления: некритичность мышления, разноплановость мышления, резонерство.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Для больных шизой наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего.

Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту.

Разноплановость мышления: Нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений. Больные, как правило, понимают, запоминают инструкцию, могут ее точно повторить. Но инструкция понимается, но не принимается! Однако при выполнении конкретной диагностической пробы на мышление испытуемый может опираться одновременно на разные основания.

Например, может следовать инструкции в какой-то части выполнения, или опираться на собственные вкусы и предпочтения, часто не связанные с содержанием задания, или на свое настроение/ситуационные воздействия и т.д. Т.о., суждения больных при выполнении одной и той же пробы одновременно протекают в разных планах.

Эти сосуществующие разные планы решения мыслительной задачи могут противоречить друг другу (чаще так и бывает).

Больной шизофренией с явлением разноплановости мышления не критичен к собственному решению и к своим ошибкам. Более того, часто в споре с исследователей склонен отстаивать собственные суждения, не соглашаясь с тем, что они противоречивы.

Степень выраженности разноплановости мышления может быть различной. Эти различия связаны со степенью общего дефекта.

Если при решении мыслительной задачи больной допускает единичные ошибки – если есть только эпизод нарушения логики суждения – тогда это нарушение называется соскальзыванием.

Если разноплановых идей очень много, наблюдается разорванность мышления – отсутствие всякой связи между отдельными линиями решения задачи.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 3426 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-3594.html

Синдромы нарушений высших корковых функций, агнозии и апраксии

Агнозия и апраксия

Расстройства гнозиса (агнозии)
Гнозис
— сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями.

В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (соматосенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной “корковой слепоте”, при которой зрение как таковое остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка.

Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое.
При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д.

Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при поражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника.

При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются мужские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации.

Тактильная (или соматосенсорная) агнозия возникает при поражении теменной доли мозга сзади от задней центральной извилины. Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.

Астереогноз — неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.

Расстройство схемы тела — неспособность показать части своего тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать.

Анозогнозия — неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдается при поражении правого полушария. Например, больной с параличом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств.

Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта.

Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.

Обонятельная и вкусовая агнозии заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агнозий не имеют существенного практического значения.

Расстройства праксиса (апраксии)

Праксис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис — это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений “на едином дыхании” необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий.

Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии — своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную, или эфферентную, зрительно-пространственную и кинестетичеcкую, или афферентную. Нарушения речевого праксиса рассматриваются отдельно.

При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированными действия. У больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движения. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользоваться ложкой, как надевать рубашку и т.д.

Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетеменных отделов коры мозга.

При нарушении своевременности смены одних действий другими наблюдается своеобразное застревание на одних и тех же действиях: больной не способен завершить начатый двигательный акт.

Например, получив задание показать, как размешивают сахар в стакане с чаем и потом пьют чай с ложечки, больной правильно демонстрирует первую операцию (размешивание), но не может переключиться на выполнение второй части задания.

Зрительно-пространственная, или конструктивная, апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий вследствие дефекта зрительно-пространственной ориентировки.

Больной с такой формой апраксии не различает правую и левую стороны, плохо понимает смысл предлогов над, под, за, поэтому он не может, например, нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник. Конструктивная апраксия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочной области.

Кинестетическая (афферентная) апраксия заключается в неспособности управлять движениями вследствие утраты контроля за положением исполнительных органов. Главный дефект — неумение придать произвольно определенную позу кисте, руке, языку, гуЬам.

Кинестетическая апраксия носит название “апраксии позы”. Больному могут удаваться простейшие автоматические позы, например высовывание языка, открывание рта, сжимание кисти в кулак. Однако он не в состоянии выполнить более сложные действия (вытягивание губ “трубочкой”, оттопыривание мизинца и т.п.).

“Апраксия позы” нередко приводит к нарушению привычной жестикуляции. Если больного просят погрозить пальцем, то он машет рукой из стороны в сторону. Больной не может правильно держать руку при рукопожатии. Нарушения жестикуляции могут наблюдаться и при моторной апраксии.

В этих случаях больной способен придать руке исходную позу, однако он не знает, что ему следует делать дальше.

Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной доли мозга.

Источник: https://students-library.com/library/read/86593-sindromy-narusenij-vyssih-korkovyh-funkcij-agnozii-i-apraksii

Расстройство гнозии и праксии. Агнозия слуховая и зрительная. Аграфия, речевая и двигательная апраксия, алексия, астереогнозия. Топическая диагностика, симптомы поражения и методы исследования

Агнозия и апраксия

Праксия – результат сочетанной деятельности широких территорий коры головного мозга как рецепторно-гностических, так и праксических. Конечный моторный эффект осуществляется через нисходящие, эфферентные проводники.

Отчетливые и значительно выраженные праксические расстройства возникают при очаговых поражениях больших полушарий довольно редко; апраксия может возникать при локализациях процесса как в лобных долях, так и в теменных (рецепторно-гностических), для возникновения апраксии необходимо поражение обширных зон левого полушария, а иногда и двустороннее поражение. Наиболее отчетливые формы апраксии возникают все же при поражении левой теменной доли у правшей (нижней теменной дольки, краевой извилины, gyms supramarginalis). Своеобразные апраксические расстройства возможны и при очагах в лобных долях.

Различают идеаторную, моторную и конструктивную формы апраксии.

Сложные функции человеческого мозга, второй сигнальной системы связаны с весьма широкими территориями коры и было бы неправильно удовлетвориться, например, старыми, узко локалистическими понятиями об ограничении столь сложной функции, как праксия, локализацией только в области gyrus supramarginalis.

Анатомическим субстратом этих бесчисленных связей являются ассоциационные и комиссуральные волокна белого вещества полушарий и, по-видимому, не только и не столько короткие (Li-образные) — между соседними извилинами, сколько длинные ассоциационные пути (fasciculus longitudinalis superior, inferior и др.

), связывающие между собою целые доли головного мозга.

Эти пути проходят под корой головного мозга, в белом веществе полушарий, часто на значительной глубине, и составляют как бы магистрали, необходимые для обеспечения совместной, сочетанной деятельности обширных территорий, занимаемых нервными клетками коры.

Поэтому наибольший ущерб для сложных функций приносит разобщение таких связей, особенно там, где они концентрируются и пересекаются.

Такими областями являются, в частности, те, которые расположены в глубине “стыка” лобной, теменной и височной долей или затылочной, височной и теменной.

Наиболее тяжкие выпадения и нарушения высших корковых функций – апраксии, агнозии, нарушения речи — возникают именно при очаговых поражениях этих отделов головного мозга.

Опыт сопоставления клинических расстройств с местом обнаруженного на операции или на секции патологического очага показывает, что указанные синдромы обусловливаются, как правило, глубоким, подкорковым расположением очага.

Поражения же поверхностных корковых слоев, наружной серой пластины с ее нервными клетками, хотя бы, к примеру, в пределах всей поверхности полушарий, стойких и глубоких апраксических расстройств не дает.

Можно также упомянуть, что разлитые менингоэнцефалиты, если они не сопровождаются очаговыми энцефалитическими размягчениями, создавая яркую картину общемозговых расстройств — изменения сознания, возбуждение, бред, — редко определяют развитие таких расстройств, как апраксия или афазия.

С такой точки зрения можно объяснить и то, что понятие локализации функции, крайне широко представленной в коре нормального мозга, не совпадает с понятием симптома при очаговом поражении последнего.

Понятно тогда и истинное топическое значение таких расстройств, как афазии или апраксии, что, впрочем, неизменно подтверждалось и подтверждается клиническим опытом, хотя речь и праксию как функцию узко, конечно, локализовать нельзя.

Апраксия является результатом поражения двигательного анализатора без явлений паралича или инкоординации движений. В результате нарушения синтеза и анализа теряются навыки сложных, целенаправленных, производственных действий. Правильное пользование предметами обихода, профессиональные рабочие процессы, смысловая жестикуляция, игра на музыкальном инструменте и т. д. у больного нарушаются.

Переходя далее к рассмотрению агнозии, т. е. расстройства способности узнавания предметов по тем или иным свойствам их, мы вновь оговоримся, что не имеем в виду поражения специальных “гностических центров”. Речь идет о сложных расстройствах функций, связанных с работой какого-либо анализатора.

Агнозия кожная и кинестетическая возникает при поражениях теменной доли. Для нормальной функции узнавания необходимо, чтобы были сохранены афферентные системы, проецирующие раздражения с противоположной стороны тела в специальные клетки чувствительной области, входящей в систему кожного и кинестетического анализаторов.

Дальнейший тонкий анализ и синтез кожных и кинестетических раздражений осуществляется в обширных областях обоих анализаторов, корковые отделы которых взаимно перекрываются, особенно в передних отделах теменной доли.

Примером агнозии кожной и кинестетической является расстройство стереогностинеского чувства. Стереогнозия – узнавание предметов на ощупь — является частным видом сложной чувствительности.

Расстройство стереогнозии возникает при очагах в теменной доле, кзади от задней центральной извилины, при этом нарушаются тесные функциональные и анатомические связи с областью проекций движений руки, особенно кисти и пальцев.

В таких случаях больной с закрытыми глазами не может узнавать предметы при ощупывании их противоположной очагу рукой.

Слуховая агнозия может наблюдаться при поражении височных долей, куда подходят афферентные слуховые проводники. Слуховая гнозия — приобретенная в течение жизни способность различения предметов по характерным для них звукам.

Так, автомобиль узнается по гудку, шуму мотора, паровоз — по свистку, часы – по тиканью, человек — по голосу. Дифференцировка (различение) у человека по слуху достигает высокого совершенства.

Слуховая агнозия наблюдается чрезвычайно редко; по-видимому, для возникновения ее необходимо обширное и притом двустороннее поражение височных долей.

Зрительная агнозия связана с поражением затылочных долей, их наружных поверхностей. Под зрительной гнозией подразумевается узнавание, различение предметов по их виду. К частичной зрительной гнозии относится способность распознавания цвета.

Зрительная агнозия встречается в клинике редко; чаще она имеет временный, проходящий характер или является частичной; по-видимому, для возникновения ее необходимо выключение функций обеих затылочных долей (наружных поверхностей полушарий).

Обонятельная и вкусовая агнозия являются расстройствами сложного анализа и синтеза соответствующих раздражений; практически они, даже при двустороннем поражении, не устанавливаются.

Расстройства речи при поражении коры головного мозга. Моторная, амнестическая, семантическая и сенсорная афазия. Топическая диагностика и симптомалогия. Отличие корковых расстройств речи от стволовых и заикания. Методы исследования.

Понимание речи развивается ранее других речевых функций, поэтому поражение области Вернике влечет за собой наиболее тяжкий ущерб, расстраивая функцию других, сопряженных с ней в деятельности отделов коры. Утрата способности понимания человеческой речи, возникающая при поражении области Вернике, называется сенсорной афазией (словесной агнозией).

Область Брока находится в лобной доле, в заднем отделе нижней лобной извилины. Человек строит свою речь на основе сложившегося у него опыта, произнося слоги в такой последовательности и в таком сочетании, чтобы создать слово; слова — чтобы сложить фразу, выражающую нужную мысль.

Приобретаемая опытом в течение детства (по принципу выработки условных рефлексов) моторная функция речи связана с указанной территорией Брока. Говоря, человек контролирует собственную речь. Через посредство специализированной части слухового анализатора — области Вернике и анализа кинестетических раздражений от речевой мускулатуры.

Функции области Брока относятся, естественно, к праксическим. Реализация необходимых для речи движений языка, губ, ых связок происходит через посредство расположенной рядом с зоной Брока области передней центральной извилины, нижнего ее отдела, где начинаются двигательные проекционные пути к мускулатуре, участвующей в формировании звуковой речи.

При поражении области Брока возникает так называемая моторная афазия (словесная апраксия).

Изолированно функция чтения, или лексии, нарушается при локализации очага в теменной доле, в угловой извилине, gyrus angularis.

Через посредство этой области происходит узнавание (гнозия) букв, являющихся условными символами звуков, а в определенном сочетании их — слов и фраз. Лексия является одним из видов зрительной гнозии.

Расстройство понимания письменной речи (алексия) возникает при очагах на стыке височной доли (словесная гнозия) и затылочной доля (зрительная гнозия).

Функция письма или графин изолированно нарушается при поражении заднего отдела средней (второй) лобной извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и движений руки в левом полушарии у правшей.

Такое расположение понятно, поскольку процесс письма сопряжен с движением глаз по строчкам и осуществляется правой рукой.

Графия является одним из видов сложной праксии: письменная речь заключается в начертании условных, соответствующих звукам значков (букв), составляющих в определенных сочетаниях слова и фразы. Утрата способности письма называется аграфией.

Моторная афазия возникает при поражении области Брока, т. е. заднего отдела третьей лобной извилины. При этом расстройстве больной теряет способность говорить, но сохраняет в основном способность понимания речи.

В отличие от дизартрии, зависящей от паралича язычной мускулатуры, больной свободно двигает языком и губами, но утратил навыки (праксию) речевых движений.

Одновременно с утратой речи возникает и аграфия; потеряв навыки звуковой речи, больной не может объясниться и письменно, что вполне имеет возможность сделать больной не с афазией, а с анартрией, т. е. параличом языка.

При неполной моторной афазии (частичное поражение области Брока или в стадии восстановления функции) речь больного возможна, но запас слов ограничен, больной говорит медленно, с трудом, допуская ошибки (аграмматизм), которые сразу же замечает. В еще более легких случаях больной владеет всем запасом слов, но говорит с задержкой, “спотыкаясь” на слогах. Речь такого больного имеет только черты дизартрии или заикания.

Изолированная (не обусловленная поражением области Брока и не сопряженная с моторной афазией) аграфия является результатом поражения участка коры, расположенного в заднем отделе средней (второй) лобной извилины, левого полушария (у правшей). Больной теряет способность письма, сохраняя остальные речевые функции (звуковую речь, понимание ее и способность понимания написанного).

Исследование афазий производится следующим образом.

1. Проверяется понимание обращенной к исследуемому речи путем предложения устных заданий: поднять правую руку, левую заложить за спину; закрыть глаза и т. д. (сенсорная функция речи).

Следует иметь в виду, что неисполнение или неправильное исполнение задания может зависеть не от поражения области Вер-нике, а от имеющихся апраксических расстройств.

2. Изучается собственная речь исследуемого: свободно ли говорит, правильно ли, обладает ли достаточным запасом слов, нет ли парафазии и т. д. (моторная функция речи). Предлагается повторение речи исследующего.

3. Проверяется способность понимания написанного путем предложения письменных заданий: сделать то или иное движение, взять тот или иной предмет и т. д. (функция чтения).

4. Проверяется, как исследуемый пишет: свободно или с затруднением, правильно ли построена фраза, нет ли параграфии и т. д.

Понятно, что при исследовании способности чтения и письма следует внести поправку на степень грамотности исследуемого.

5. Предлагается с целью исключения амнестической афазии называть предметы.



Источник: https://infopedia.su/12x9aa7.html

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий