Аффективные вспышки

Аффект в психологии: это что такое и его виды, процесс, состояние

Аффективные вспышки

В бытовом общении под аффектом часто понимают излишнее проявление агрессии без видимой причины.

Часто его используют как оправдание совершенного преступления, но определить, действительно ли человек находился в состоянии измененного сознания, может только специалист.

Аффект в психологии — специфическое снижение работы функций психики, характеризующееся полной потерей самоконтроля, его можно сымитировать, но точно воспроизвести по своему желанию нельзя.

Что такое аффект

Состоянием аффекта называют острое эмоциональное переживание, возникшее в ответ на опасную ситуацию. Аффект проявляется различными реакциями: мимикой, двигательной активностью и другими.

Находясь в данном состоянии, человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, его психические процессы, отвечающие за контроль поведения, притормаживаются. Поведенческая реакция на ситуацию может быть непредсказуемой и опасной.

Во время аффекта волевые процессы человека ограничены, он не осознает свое поведение и не способен себя контролировать.

причина возникновения аффективного поведения — потенциально опасная ситуация. Угроза для жизни может быть реальной или надуманной, это не имеет значения. Реакция возникнет в любом случае, если человек посчитает угрозу настоящей.

Острое эмоциональное переживание, чаще всего, краткосрочное: его длительность не превышает нескольких минут. При наличии психических расстройств оно может длиться до нескольких часов. Все это время человек не осознает свои действия.

Когда психические процессы нормализуются, человек, как правило, не помнит свои действия.

Аффективной реакции подвержены все люди. У тех, чьи волевые и моральные качества достаточно развиты, реакции краткосрочны и протекают легко, не выходя за границы нормального поведения. У агрессивных людей резкие приступы деструктивного поведения случаются гораздо чаще и могут приводить к разрушительным последствиям.

Виды аффекта

Краткосрочный аффект — психологический процесс, который может быть как нормальной реакцией на стрессовый фактор, так и патологической. Выделяют следующие виды аффекта:

  1. Физиологический. Является нормальным ответом на стрессовый фактор. Появляется в ситуации эмоционального напряжения. Проявления умеренные, не выходящие за рамки социальных норм. Возникает стремительно и протекает очень быстро. Психическая деятельность остается без особых изменений. Часто человек не придает значения изменению своего состояния и не испытывает неудобств.
  2. Патологический. Болезненное состояние психики, которое возникает у здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию. Развивается стремительно, быстро переходя из подготовительной фазы в фазу взрыва. Активность психических проявлений зависит от особенностей личности человека. К патологическому аффекту склонны люди с нарушениями работы ЦНС, разбалансированному циклу процессов возбуждения и торможения. Основная форма патологического аффекта — вербальная и физическая агрессия.
  3. Аффект неадекватности. От других видов отличается длительностью — аффект неадекватности является устойчивым переживанием. Оно возникает из-за неспособности индивида осуществить желаемое действие. Является нормальной реакцией детей младшего дошкольного возраста, у которых еще не сформированы волевые процессы. Если ребенок не может удовлетворить свои потребности, он начинает волноваться, паниковать, злиться или огорчатся. В старшем возрасте он постепенно учится управлять своей эмоциональной реакцией. Но если этого не происходит, аффективное поведение закрепляется, как единственный эмоциональный ответ. Дети, воспитанию которых не уделяется должного внимания, становятся агрессивными, обидчивыми, склонными к негативизму.

Формирование и закрепление у человека отрицательных черт характера является основным условием проявления патологических аффективных реакций. Таким образом, осознание своих отрицательных черт и последующая терапия может снизить интенсивность проявления патологической реакции. А отрицание своей ответственности за собственное эмоциональное состояние усугубляет ситуацию.

Функции и фазы протекания

Каждый аффект проходит 3 стадии развития:

  1. Подготовительная. Эта стадия может развиваться стремительно, а может длиться достаточно долго. Она возникает непосредственно после ситуации раздражения в виде эмоциональной реакции. Человек практически утрачивает самоконтроль, но все еще в состоянии осознавать действительность. На этом этапе он еще может справиться со своими эмоциями и не перейти в ситуацию нападения. Но если человек не успевает или даже не пытается остановиться, эмоциональная реакция переходит на вторую стадию.
  2. Эмоциональный взрыв. Стадия непосредственной неконтролируемой вспышки эмоций. На этом этапе человек уже не может осознавать свои действия и способен на крайне деструктивные поступки, включая нападение и убийство.
  3. Заключительная. На этой стадии человек ощущает сильное опустошение, вызванной предыдущим эмоциональным взрывом. Произошедшее стирается из памяти или заменяется ложными воспоминаниями, человек еще не осознает свои действия, его психика нуждается в отдыхе и «перезагрузке».

Состояние аффекта может проявиться даже у человека, не склонного к агрессии и негативизму. Все зависит от степени опасности ситуации и дополнительных факторов, например, потребности защитить не только свою жизнь, но и жизнь других людей.

В этом случае протекание физиологических процессов изменяется настолько, что человек становится способен на чрезвычайные действия.

Например, мать ребенка, на которого наехала машина, может поднять ее голыми руками и удерживать, пока ребенку не окажут необходимую помощь.

Признаки состояния аффекта

Определить человека в предаффективном состоянии можно по его мимике и двигательной активности. Его тело как будто не подчиняется ему, и двигается самостоятельно.

Выражение лица становится отстраненным, взгляд стекленеет и пустеет. Когда психика восстанавливается, человек не может вспомнить и описать, что с ним происходило.

Он чувствует себя так, словно действовал под чьим-то внешним руководством.

Аффект — состояние крайнего возбуждения. Отличить адекватную эмоциональную реакцию от патологической можно по отдельным признакам. В психиатрии выделяют трехуровневое развитие эмоциональной реакции, на каждом из которых происходят определенные изменения в самочувствии и поведении:

  1. Клинические чувственные реакции, которые зависят от удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
  2. Нейробиологические проявления: гормональная, соматическая и вегетативная реакция.
  3. Психические проявления, связанные инстинктивными реакциями, которые не получают своевременной разрядки.

Способность распознать и вовремя определить человека, близкого к эмоциональной вспышке, может помочь предупредить совершение преступления. Поскольку эмоциональная реакция не поддается контролю, лучшее, что могут сделать люди, находящиеся радом с потенциально опасным человеком — постараться прекратить любую коммуникацию и обеспечить своевременную психологическую помощь.

Причины возникновения

Термин аффективность в психологии имеет четкое определение. Исходя из него, можно определить причины, которые вызывают изменение в псих-эмоциональных реакциях. К таким причинам относятся:

  • значимый для конкретного человека конфликт;
  • прямая или косвенная угроза жизни;
  • завышенные требования или неоправданные ожидания;
  • невозможность достичь желаемого;
  • угроза самоопределению человека, сомнение в ценности, затрагивание самооценки.

Для каждого человека интенсивность проявления эмоций будет индивидуальной. В одной и той же ситуации одни люди способны контролировать себя, другие теряют самообладание в первые минуты.

Их гнев не укротим: в обычном состоянии такие люди доброжелательны, но аффект убирает все моральные устои и превращает их в монстров. Когда они возвращаются к нормальному состоянию, то не могут поверить, что они были способны на такое поведение.

Чем слабее развита структура нервной системы человека, тем быстрее он поддается влиянию ситуации.

Понимание в психологии

Чтобы понимать структуру аффекта и причины его возникновения, следует иметь четкое представление об особенностях психических процессов, в частности, эмоций.

Эмоции — ответ личности на внешний или внутренний раздражитель и результат действий раздражителя. Действие может быть длительным и регулярным, или разовым и скоротечным. Эмоциональный ответ в норме не вызывает разрушительных последствий. Психически здоровый человек способен различать свои эмоции и предупреждать их появление или сублимировать в социально приемлемом виде.

В психологии аффект — кратковременное эмоциональное переживание, которое отличается от нормального проявления эмоций. Свои эмоциональные проявления человек осознает, воспринимает как неотъемлемую часть своей личности. Аффективное состояние — чужеродное, оно происходит против воли. Возникая неожиданно, оно нарушает работу сознания и может привести к патологическим последствиям для психики.

Аффективное состояние — одна из возможностей психики справляться со стрессовой ситуацией. задача сознания — сохранение жизни и здоровья человека.

В ситуации, которая расценивается как опасная, оно включает «аварийный режим» и мобилизует психологические и физические ресурсы.

Поэтому после завершения аффективной реакции человек чувствует опустошение и часто не может понять, что с ним произошло. Частичная амнезия — способ психики защитить сознание от обработки травмирующей информации.

Снижение работы высших психических функций приводит к дезадаптированному поведению: если человек совершает преступление, подвергаясь аффекту, он не способен отвечать за свои действия. Суд рассматривает аффективное состояние, как смягчающее обстоятельство.

В уголовном праве

Для уголовного права состояние аффекта расценивается как частичная атрофия лабильности мышления, ослабевание мыслительного процесса.

Человек не способен контролировать свои поступки, поскольку все его внимание сосредотачивается на триггере. В таком состоянии он способен совершить любой алогичный поступок.

Если судебно-медицинская экспертиза сможет доказать, что человек действительно не был способен отвечать за свои действия, суд признает это смягчающим обстоятельством.

В уголовном праве причины, приводящие к неадекватным проявлениям, четко регламентированы. К ним относятся:

  • издевательства и оскорбления, направленные на третьих лиц;
  • длительное пребывание в психотравмирующей ситуации;
  • эмоциональное или физическое насилие;
  • аморальное поведение потерпевшего.

Аффект невозможно предсказать. От его проявления может пострадать сам человек и другие люди, невольно ставшие провокаторами.

Поскольку жертва не способна предугадать заранее, что может привести к проявлению эмоциональной вспышки, а преступник —спрогнозировать свою реакцию, аффективное состояние является разовой реакцией на конкретное действие и не может расцениваться, как умышленное действие.

-пояснение

Не все понимают, что такое состояние аффекта и как его определить. Чтобы разобраться можно посмотреть короткое видео:

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/affekt.html

Как распознать детей с аффективным поведением. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Аффективные вспышки

Надежда Минаева
Как распознать детей с аффективным поведением

Для значительной части «трудных»детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.

Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.

Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большой части является лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.

Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции,можно с помощью методики : «Как бы ты поступил? Которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект.

Основные черты поведения аффективных детей следующие :

-в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут;

-боятся засыпать, перед сном ждут непременно страшного4

-не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации;

-не могут включиться в коллективную игру, занятие;

-боятся животных : всех подряд или одного из них;

-скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими ;

-проявляют скрытность из-за боязни попасть в определенную ситуацию;

-не могут выбрать что-либо одно,хотят взять все;

-не осознают свои действия, словесно предполагают самые несуразные вещи;

-в конкретной ситуации не знают как поступить;

-очень послушны, в определенной ситуации сначала пугаются,затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых ;

-часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками,ногами ; могут впадать в состояние кратковременной истеричности;

-боятся, но затаив дыхание, смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут когда появится «чудовище», после этого проявляют повышенную боязливость;

Для изучения детей эти же ситуации можно обозначить на рисунках, которые сопровождаются рассказом взрослого и обыгрывание на неопределенной ситуации. Затем ребенку задается вопрос «Как бы ты в этом случае поступил?».

При этом учитывается, что ребенок может при решении ситуации поступить, как желают взрослые, как «полагается». Поэтому оценивать не ответы детей сами по себе, а сопоставлять им ответы взрослых (воспитателей, родителей).

Это позволяет выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут соответствующим образом выйти из них.

Следует иметь в виду,что эти дети очень зависят от конкретной ситуации. Ребенок как «залипает» в ней, не может из нее никак выйти.

Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и совершенно безопасные ситуации. Даже когда взрослый сам прекращает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти.

Например, в магазине, когда девочке,наконец. купили понравившуюся игрушку. она все равно продолжает горько плакать.

Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности их поведения. Этим то и объясняется, к примеру, то, что эти дети, боящиеся чудовищ, постоянно думают о них, рисуют, включают в игру. каждый раз при этом испытывая непреодолимый страх.

Третья характерная черта детей с аффективным поведением связанна с четким разделением познавательной и чувствительной сфер проявления личности ребенка. Единства аффекта и интеллекта, на которые указывал Л. С.

Выготский, как на непременное условие формирование детской личности, у таких детей нарушается, и степень наличия определенных знаний, что часто помогает контролю за повелением, у этих детей не имеет решающего значения.

Так мальчик говорит взрослому : «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но я все равно боюсь и убегаю».

Наконец, четвертой характерной чертой аффективных детей является их безинициативность, внешняя послушность взрослому. Покорно выполняют просьбы взрослых. Не могут ничего сказать из-за поражденого страхом спазм ых связок

Анализ аффективного поведениядошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не может выйти из этой ситуации и управлять ею.

Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на личную картину, уход от неоднозначных, альтернативных смысловых трактовок,игнорирование возможного осмысления ситуации в целом.

Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kak-raspoznat-detei-s-afektivnym-povedeniem.html

Эмоциональное расстройство личности, симптомы, лечение

Аффективные вспышки

Сегодня речь пойдет: Эмоциональное расстройство личности, симптомы, лечение

Эмоционально неустойчивое расстройство личности – это состояние, при котором у больного проявляется выраженная  импульсивность, неуравновешенность. При этом больному очень сложно самостоятельно контролировать такие проявления. Люди с этим расстройством склонны к действиям без учета их последствий, у них всегда неустойчивое настроение, а сильные аффективные вспышки могут возникать из-за самого мелкого повода. По оценкам специалистов, этот недуг отмечается у 2-5% населения. Чаще болезнь поражает женщин. Специалисты выделяют два вида такого расстройства: импульсивный тип и пограничный тип.

Симптомы

У больных с эмоционально-неустойчивым расстройством личности определяются выраженные симптомы такого состояния. Эмоциональное расстройство у человека выражается сильной возбудимостью и раздражительностью, которая, как правило, сочетается со злопамятностью, злобностью, взрывчатым характером. Такие люди возбудимы, у них отмечается вязкость аффективных реакций.

Частые колебания настроения у них сочетаются с ярко выраженными взрывами эмоций. Аффективные колебания развиваются как последствие воздействия внешних причин, которые очень часто бывают незначительными. Люди, у которых развивается эмоционально неустойчивое расстройство личности, почти всегда ищут причины для недовольства, их все раздражает.

Как правило, такие больные не могут адекватно оценить ситуацию ввиду того, что им не хватает рассудительности. Эмоциональное расстройство личности побуждает человека воспринимать все обычные события, которые происходят в жизни каждый день, с оттенком трагичности.

Следовательно, большинство ситуаций вызывают у них серьезное напряжение эмоционального характера, и, как следствие, серьезные вспышки гнева. Последнее особенно часто проявляется при семейных конфликтах, что, в итоге, ведет, к бурным проявлениям негодования и даже к физическому насилию.

Такие больные не склонны адекватно реагировать на возражения, они не могут долго выслушивать чужое мнение и крайне категоричны во всех спорах. Интересы других людей их практически не волнуют, так как они категорически уверены в собственной значимости. Но при этом такие люди не способны осознать, что они являются виновниками конфликтов.

Наоборот, они склонны считать, что все окружающие их не ценят и не могут понять. Именно поэтому правильное лечение эмоционального неустойчивого расстройства личности позволяет не только улучшить состояние больного человека, но и устранить напряжение в семье, которое возникает из-за его болезни.

Типы расстройства

Эмоционально-неустойчивое расстройство у ребенкаОрганическое эмоционально лабильное расстройство подразделяются на два типа. Это импульсивный и пограничный варианты развития болезни. Людям с импульсивным типом свойственны постоянные проявления очень сильной эмоциональной возбудимости. Изначально это расстройство проявляется еще у детей в раннем дошкольном возрасте.

Такие малыши часто кричат, они постоянно проявляют озлобленность. Если родители декларируют определенные запреты или ограничивают их свободу, то такие действия вызывают у детей выраженные реакции протеста. При этом они проявляют агрессию и злость.

{reklama} Когда такой ребенок идет в школу, признаки заболевания становятся более выраженными, из-за чего их, как правило, считают «трудными» детьми. Они очень подвижны, постоянно шалят и при этом не реагируют на замечания. Такие школьники склонны к капризам и постоянной обидчивости. Раздражительность часто сочетается с жестокостью и угрюмостью.

В коллективе таким детям общаться со сверстниками очень сложно, так как они неуживчивы и часто демонстрируют злопамятность. Общаясь со своими сверстниками, они стремятся быть лидерами, диктовать собственные порядки и командовать. В итоге такие проявления ведут к конфликтам. А вот к учебе такие дети чаще всего относятся без особого интереса.

Их сложно увлечь какими-то оригинальными подходами к школьным предметам и внеклассным занятиям. Как следствие, школу дети с этим расстройством заканчивают с трудом, и в дальнейшей жизни им очень трудно удержаться на стабильном рабочем месте. Для сформированной психопатии возбудимого типа характерны приступы злости, ярости, к которым часто примешивается резкое двигательное возбуждение.

В период запальчивости такие люди способны совершать абсолютно необдуманные действия, которые могут нести опасность для окружающих людей. Такое поведение особенно ярко проявляется у людей с импульсивным типом эмоционального расстройства во время алкогольного опьянения.

Несмотря на то, что такие люди демонстрируют активность, они часто не способны действовать направленно и договариваться с окружающими людьми, находя компромисс. Среди больных такого типа встречаются люди, для которых характерна расторможенность влечений, склонность к  сексуальным эксцессам.

При условии правильного влияния со стороны окружения и особого подхода к воспитанию психопатические проявления у человека могут со временем стабилизироваться, а иногда и полностью компенсироваться. При таких условиях примерно к 30-40 годам поведение человека становится более стабильным, а проявления эмоциональной возбудимости заметно уменьшаются.

Но возможен и иной путь развития такой формы эмоционального расстройства. В таком случае психопатические особенности усиливаются. Этому способствует увлечение алкоголем, беспорядочная жизнь, нетерпимость и несдержанность в желаниях. В таких случаях социальная адаптация нарушается. В особо тяжелых случаях такие люди могут совершать поступки, ведущие к нарушению закона.

Пограничный тип эмоционального расстройства проявляется по-другому. При установлении диагноза это состояние следует дифференцировать с шизофренией, шизотипическим расстройством, аффективными расстройствами, фобиями. Для пограничного типа личности характерна обостренная впечатлительность, живое воображение, активность когнитивных процессов.

Люди демонстрируют постоянное желание быть включенными в сферу интересов, которые для них актуальны. Такие люди особенно чувствительны к тем преградам, которые могут возникать на пути к самореализации, они всегда стараются функционировать на максимуме возможностей. Такие люди даже на самые обычные события могут реагировать слишком ярко и даже в некоторой степени гиперболизировано.

В обычной ситуации они испытывают чувства, которые здоровые люди способны переживать исключительно в период стресса. У людей с пограничным типом эмоционального расстройства уже в подростковом возрасте наблюдается очень сильная внушаемость, склонность к фантазированию. Они очень быстро меняют свои увлечения, а также не могут завести стабильные отношения со сверстниками.

На школьные порядки и на правила, установленные родителями, они могут вообще не обращать внимания. Поэтому, имея неплохие интеллектуальные возможности, такие дети демонстрируют плохую успеваемость. Пограничные личности также отличаются лабильностью самооценки, нарушением аутоидентификации, непостоянством целей и жизненных убеждений.

Им легко внушить любую мысль, они поддаются внешнему влиянию. Среди таких пациентов встречается много тех, кто демонстрирует те формы поведения, которые не одобряются в обществе. Это может быть постоянное пьянство, наркомания, а также криминальные действия.

Люди с эмоциональным расстройством пограничного типа очень быстро становятся зависимыми от других людей, причем это могут быть даже незнакомые личности. Больные демонстрируют в таких связях сверхценные привязанности, из-за которых возникают серьезные конфликты и страдания. Иногда они могут практиковать при этом суицидальный шантаж.

Такие люди, как правило, ведут неровную жизнь, в которой наблюдаются постоянные перемены в семейных делах и социальной жизни. Они очень часто переходят от одной крайности к иной. Например, бурные и всепоглощающие чувства сменяются внезапным расставанием, а увеличение каким-то делом – резкой потерей интереса к нему. Но все же такие люди способны находить выход из сложной ситуации и приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. При развитии пограничного расстройства личности у больных периодически проявляются продолжительные периоды высокой активности, чувства острого восприятия окружающих явлений. Но под влиянием некоторых жизненных событий такие периоды сменяются дистимическими фазами. Тогда человек ощущает, что его психические возможности снижаются, иногда, в особенно тяжелых случаях, наблюдается проявление психической анестезии.

Диагностика

Диагностику проводит специалист-психиатр.

В процессе установления диагноза важно дифференцировать данный тип расстройства с органическим расстройством личности, при котором наблюдаются сходные симптомы, однако кроме них также присутствуют дисмнестические и когнитивные нарушения, расстройства влечений.

Основой для установления такого диагноза являются наблюдения врача за поведением больного, в частности, обнаружение нарушений в эмоциональном реагировании, мышлении, восприятии и других неадекватных проявлений.

Лечение

Эмоционально-неуравновешанный ребенокДля лечения эмоционально-неустойчивого расстройством личности практикуется применение как индивидуальной, так и групповой психотерапии, гештальт-терапии. Также применяется поведенческая терапия и методы контроля над импульсами.

Практикуется прием медикаментозных средств — препаратов лития и противосудорожных препаратов. Если у пациента наблюдаются приступы тревоги, врач назначает лечение транквилизаторами. При регулярном снижении настроения у больного с таким расстройством практикуется прием антидепрессантов.

Людям с высоким уровнем возбудимости назначается курс лечения нейролептическими средствами. Терапию необходимо назначать таким образом, чтобы обеспечить процесс перестройки личности больного, сформировать у него новые установки и изменить его отношение как к себе, так и к и окружающему их миру.

Кроме того, лечение предполагает позитивное воздействие на больного с целью успокоения тревоги, астенических нарушений, слишком сильной возбудимости. Следовательно, такое лечение может продолжаться на протяжении многих лет.

Профилактика

Профилактика проявления эмоционально неустойчивого расстройства личности у детей предполагает, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

При постоянном проявлении с его стороны агрессии и импульсивности родители должны обязательно проконсультироваться у психолога либо у психиатра. Важно гармонизировать обстановку в семье, чтобы ребенок рос в доброжелательной и позитивной обстановке.

Еще одна важная мера профилактики – отказ от алкогольных напитков и психоактивных веществ.

  • Карбункул
  • Простуда во время беременности
  • Как посчитать цикл месячных

Специально для: Медицинский портал – http://pomedicine.ru

Ключевые словаЭмоциональное расстройство

Источник: http://pomedicine.ru/56-emocionalnoe-rasstroystvo-lichnosti-simptomy-lechenie.html

Аффект

Аффективные вспышки

Аффект – это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций, сопряженные с выраженными органическими и двигательными проявлениями.

В переводе с латинского языка аффект означает страсть, душевное волнение. Данное состояние способно привести к торможению других психических процессов, а также реализации поведенческих соответствующих реакций.

В состоянии аффекта сильное душевное волнение сужает сознание и ограничивает волю. После пережитых волнений возникают аффективные особые комплексы, запускающиеся без осознания вызвавших реакцию причин.

Причины аффекта

Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни).

Причиной также может выступить конфликт, противоречие между сильным желанием, влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение. Для самого человека существует невозможность осознания этой ситуации.

Конфликт может выражаться также в повышенных требованиях, которые предъявляются к человеку именно в данный момент.

Аффективная реакция может быть спровоцирована поступками окружающих, которые затронули самооценку человека и этим травмировали его личность. Наличие конфликтной ситуации выступает обязательным, однако не достаточным для возникновения аффективной ситуации.

Большое значение имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, а также временное состояние субъекта, который попал в конфликтную ситуацию. У одного человека обстоятельства вызовут нарушение стройной системы поведения, а у другого нет.

Признаки

К признакам относят внешние проявления в поведении лица, которого обвиняют в преступлении (двигательная активность, внешний вид, особенность речи, мимики), а также переживаемые обвиняемым ощущения. Эти ощущения зачастую выражаются словами: «смутно помню, что со мной было», «во мне словно что-то сорвалось», «ощущения как во сне».

Позже в трудах уголовного права возникшее внезапно душевное волнение стали отождествлять с психологическим понятием аффект, для которого свойственны следующие признаки: взрывной характер, внезапность возникновения, глубокие и специфически психологические изменения, сохраняющиеся в пределах вменяемости.

Аффект относят к чувственному, эмоционально возбужденному состоянию, переживаемому индивидом в процессе всей жизнедеятельности. Существуют разные признаки, по которым выделяют эмоции, чувства, аффективные реакции. Современное употребление понятия аффект, обозначающее душевное волнение имеет три концептуальных уровня:

1) клинические проявления чувств, связанные со спектром переживаний удовольствия или неудовольствия;

2) сопутствующие нейробиологические феномены, которые включают секреторные, гормональные, вегетативные или соматические проявления;

3) третий уровень связан с психической энергией, инстинктивными влечениями и их разрядкой, сигнальными аффектами без разрядки влечений.

Аффект в психологии

Эмоциональная сфера человека представляет особые психические процессы, а также состояния, которые отражают переживания индивида в разных ситуациях. Эмоции являются реакцией субъекта на действующий раздражитель, а также на результат действий. Эмоции в течение жизни влияют на психику человека, проникая во все психические процессы.

Аффект в психологии – это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга.

Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя – «Я», а аффект – это состояние, появляющееся мимо воли человека.

Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.

Душевное волнение осуществляет важную адаптивную функцию, готовя человека к соответствующей реакции на внутренние и внешние события, и отмечается высокой выраженностью эмоциональных переживаний, приводящих к мобилизации психологических, а также физических ресурсов человека. Одним из признаков выступает частичная утрата памяти, отмечающаяся не в каждой реакции. В отдельных случаях индивид не помнит событий, которые предшествуют аффективной реакции, а также событий, которые произошли во время душевного волнения.

Психологический аффект отмечается возбуждением психической деятельности, что снижает контроль над поведением. Это обстоятельство приводит к преступлению и влечет за собой правовые последствия.

Лица, находящиеся в состоянии душевного волнения ограничены в способности осознавать свои действия.

Психологический аффект оказывает существенное влияние на человека, при этом дезорганизуя психику, задевая ее высшие психические функции.

Аффект в уголовном праве

Признаки аффекта в уголовном праве – это утрата гибкости в мышлении, снижение качества мыслительных процессов, приводящие к осознанию ближайших целей своих поступков. У человека внимание сосредоточено на источнике раздражения.

По этой причине у индивида из-за эмоционального напряжения утрачивается возможность выбирать модель поведения, что провоцирует резкое понижение контроля над своими действиями.

Такое аффективное поведение нарушает целесообразность, целенаправленность, а также последовательность действий.

Судебная психиатрия, а также судебная психология относит состояние аффекта к ограничивающей способности индивида осознавать фактический характер, а также социальную опасность своего деяния и невозможности руководить им.

Психологический аффект обладает минимальной свободой. Преступление, совершенное в состоянии аффекта считается судом смягчающим обстоятельством, если имеются определенные условия.

Понятия аффекта в уголовном праве и в психологии не совпадают. В психологии нет конкретики отрицательных раздражителей, которые провоцируют состояние аффективной реакции.

Имеется четкая позиция в УК, говорящая об обстоятельствах, которые способны вызвать данное состояние: издевательство, насилие, оскорбление со стороны потерпевшего или длительная психотравмирующая ситуация, аморальные и противоправные действия потерпевшего.

В психологии аффект и сильное возникшее душевное волнение не относятся к тождественным, а уголовное право между этими понятиями ставит знак равенства.

Аффект как сильное кратковременное душевное волнение формируется у человека очень быстро. Это состояние возникает внезапно для окружающих и самого человека. Доказательством наличия душевного волнения выступает внезапность его возникновения, что является органическим свойством.

Сильное душевное волнение способно вызываться действиями потерпевшего и нуждается в установлении связи между аффективной реакцией и деянием потерпевшего. Данное состояние должно внезапно возникнуть. Внезапность его появления тесно взаимосвязана с возникновением мотива.

Появившемуся внезапному душевному сильному волнению предшествуют следующие ситуации: издевательство, насилие, тяжкое оскорбление, аморальные и противоправные действия.

В данном случае аффективная реакция возникает под воздействием разового, а также значимого для самого виновного события.

Состояние аффекта и его примеры

Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором.

Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития.

В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

Чтобы отстрочить аффективное состояние, необходимы огромные волевые усилия по сдерживанию себя. В одних случаях аффект ярости проявляется в сильных движениях, бурно и с криками, в яростном выражении лица.

В других случаях примерами аффективной реакции выступает отчаяние, растерянность, восторг.

В практике наблюдаются случаи, когда слабые физически люди, испытывая сильное душевное волнение, совершают поступки, на которые неспособны в спокойной обстановке.

Примеры состояния аффектов: супруг неожиданно вернулся из командировки и обнаружил лично факт супружеской измены; тщедушный человек избивает в состоянии аффективной реакции нескольких профессиональных боксеров или одним ударом выбивает дубовую дверь, или наносит множество смертельных ранений; пьяница-муж совершает на почве принятия алкоголя постоянные скандалы, драки, дебоши.

Аффективные вспышки у детей и взрослых

Аффективные вспышки

Эмоциональная нестабильность – серьезная проблема, которая причиняет страдания не только самому человеку, но и его окружению. В состоянии аффекта человек не способен управлять своими действиями, что может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Что такое аффективные вспышки, как их распознать и что делать – расскажет данная статья.

Что это такое?

Аффективная вспышка — это разрядка застойного аффекта. Она характеризуется кратковременным эмоциональным всплеском с бурной двигательной активностью и нарушениями работы внутренних органов.

Аффекты не относят к категории чувств, эмоций и настроений. Аффекты отражают субъективное восприятие ситуации, сопровождающееся ярко выраженными изменениями в поведении и функционировании ЦНС. То есть, аффективная вспышка всегда (!) возникает как реакция на какую-то ситуацию, вызывающую интенсивный отклик со стороны нервной системы.

Они бывают:

  • Физиологического характера;
  • Паталогического характера.

Аффективные вспышки физиологического характера не влекут за собой потерю самоконтроля, а относятся к нормальному выражению эмоций, которое не является болезненным.
При патологических вспышках характерно полное или частичное помрачение сознание, за которым следует амнезия.

Стадии

Клиническая картина протекания аффективной вспышки выглядит обычно так:

1. Нарастание.

Это подготовительный этап, когда человек оказывается в затрагивающей его ситуации и сознание узко концентрируется лишь на раздражителе.

2. Разряд или взрыв.

Здесь и происходит кульминация, при которой нарушается сознание, речь, наступает неконтролируемая двигательная активность. Поведение сопровождается учащенным сердцебиением, несвойственной мимикой, резкой жестикуляцией.

3. Спад.

Пережив бурное проявление чувств, человек ощущает себя истощенным, выжатым как морально, так и физически. Здесь характерны вялость, апатия, глубокий сон – так организм восстанавливает ресурсы.

Аффективные вспышки у детей и подростков

Аффективное (нестабильное эмоционально) поведение у детей и подростков является не заболеванием, а осложненным видом развития. Важно знать, что при аффективных вспышках интеллект ребенка не нарушен, но поведение импульсивно. Чаще всего аффективные вспышки случаются в возрасте 3-5 и 12-14 лет.

Обоснованно считается, что на аффективное поведение ребенка оказывает подавляющее влияние атмосферы в семье. Аффективные вспышки могут возникать при неспособности ребёнка справиться с какой-либо ситуацией, при его неудовлетворенности отношениями с родителями или сверстниками.

Детям, подверженным аффективным вспышкам, характерны:

  • частый плач, крик, падение на пол;
  • агрессия и самоагрессия;
  • неспособность быть вовлеченным в общую игру;
  • неспособность переключать внимание;
  • безынициативность.

Что делать?

Для коррекции аффективного поведения в первую очередь нужно обозначить и соблюдать ряд требований всеми членами семьи, педагогами, близкими. К ребенку не стоит относиться особым образом, чрезмерно балуя его, однако, и жесткие ограничительные меры здесь исключены.

В комплексном подходе хорошо работают:

  • медикаментозное лечение;
  • психологическая поддержка;
  • арт-терапия: особенно рисование;
  • легкие виды спорта на свежем воздухе;
  • иппотерапия/дельфинотерапия;
  • любовь и забота родителей.

Совет: на пике аффективной вспышки отлично подходит метод холдинга, целью которого является остановить и успокоить ребенка. Взрослому необходимо крепко прижать к себе взволнованного ребенка, и удерживать до тех пор, пока он не утихнет. Можно монотонным, но ласковым голосом говорить о том, как ребенка любят, какой он чудесный и что всё обязательно будет хорошо.

Аффективные вспышки у взрослых

Причиной аффективных вспышек у взрослых могут стать разнообразные ситуации, затягивающие сознание в эмоциональное кольцо. Внимание концентрируется на раздражающих обстоятельствах, вызывая интенсивные реакции нервной системы.

К наиболее частым причинам аффективных вспышек относятся:

  • сексуальная неудовлетворённость/дисфункция;
  • ревность;
  • оскорбление и унижение личности;
  • хроническая усталость/недосып;
  • угроза здоровью/жизни.
ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий