3 Варианта поведения в психопатологии

Психопатологический тип девиантного поведения

3 Варианта поведения в психопатологии

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на пси­хопатологических симптомах и синдромах — проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний. Как правило, мотивы поведения пси-

83

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

хически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнару­жены основные признаки психических расстройств.

Отклоняющееся пове­дение может иметь место в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, пациент затыкает уши или к чему-то прислушивается, ищет несуществующий объект, разговаривает сам с собой), нарушений мыш­ления (высказывает, отстаивает и пытается добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивает сферы общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), нарушений волевой активности (совершает нелепые и понятные поступки или месяцами бездействует, делает стереотипные вычурные движения или надол­го застывает в однообразной позе).

Разновидность патохарактерологического, психопатологического и аддик-тивного типов девиантного поведения — саморазрушающее (аутодеструктив-ное) поведение.

Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост и не на гармоничное взаимо­действие с реальностью, а на деструкцию личности.

Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полно­ценной жизни и удовлетворения насущных потребностей.

Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголиза­ции и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазру­шающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопа­тологические симптомы и синдромы.

ТИП ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ГИПЕРСПОСОБНОСТЯХ

Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обуслов­ленные гиперспособностями человека (К. К. Платонов). Как выходящие за рамки обычного, нормального рассматривают способности, которые значи­тельно превышают среднестатистические.

В подобных случаях говорят о про­явлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельно­сти. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается нередко непри­способленным к «бытовой, приземленной» жизни.

Он не способен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наив­ным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни.

Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство с реально­стью, при аддиктивном — уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние, то при поведении,

84

связанном с гиперспособностями, — игнорирование реальности. Человек су­ществует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в соб­ственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реаль­ности», в которой действуют окружающие люди.

Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает ни­какого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоциональ­ного отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно.

Вынужденные контакты воспринимают­ся человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не вос­принимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обы­денной жизни поступки такого человека могут иметь оттенок чудаковатости.

Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как со­вершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на дея­тельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

О агрессия;

ГЛ аутоагрессия (суицидальное поведение);

П злоупотребление веществами, выбывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокуре­ние и др.);

О нарушения пищевого поведения (переедание, голодание); О аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения

психосексуального развития);

П сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, кол­лекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);

П сверхценные психопатологические увлечения («философическая инток­сикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний — клеп­томания, дромомания и др.);

О характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипа­ции, группирования, оппозиции и др.);

О коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конфор­мизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство, «вегетативность» и др.); О безнравственное и аморальное поведение; О неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Каждая из клинических форм может быть обусловлена любым типом де-виантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно.

Так, например, алкоголизация может быть связана с аддикциями (уходом от ре­альности); с патологией характера, при которой употребление и злоупотреб­ление спиртными напитками выступает в роли своеобразной терапевтичес-

85

Табл и ца 6

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 639;

Источник: https://studopedia.net/3_22866_psihopatologicheskiy-tip-deviantnogo-povedeniya.html

Что такое патологическое развитие личности и их виды

3 Варианта поведения в психопатологии

Как отделить патологическое развитие личности от нормы? Иногда это сложно сделать даже специалисту с многолетним стажем. Говорят, что развитие всегда происходит на основании диалектики – борьбы противоположностей. Такая борьба может нести не только характер противостояния, но и взаимодействия.

Но противопоставлять здоровое развитие личности и невроз – не только некорректно, но и чревато заблуждениями. Раньше считалось, что невротические проявления – спутники таланта. Пациентов сумасшедших домов заставляли рисовать и писать музыку.

Теперь уже давно понятно, что невроз и другие патологии личностного развития – это грубое отклонение от нормы, которое ведет не к росту, а деградации личности.

В этой статье мы рассмотрим существующие типы невротических конфликтов, а также условия их формирования. Зачем о них знать обычному человеку? Не каждый раз тот или иной тип патологии может проявляться в его полной силе и в чистом виде.

В своих облегченных формах психопатологии встречаются практически повсеместно. Знания о них помогают лучше понять мотивы поведения окружающих, а иногда и способствуют более глубокому пониманию собственных внутриличностных конфликтов.

Развитие тревожной личности

Нередко встречается и такой вариант, как развитие личности по тревожному типу. В таком случае говорят о генерализованном тревожном расстройстве. Для того, чтобы рассмотреть патологическое развитие личности, нужно определить значение некоторых терминов.

Страх – это физиологическая, имеющая эмоциональное проявление реакция человека на серьезную опасность для его благополучия. Тревога – производное от страха; она представляет собой такую же реакцию на неопределенную угрозу.

Тревожное расстройство – вид заболевания, в котором тревога играет ведущую роль.

Тревога – достаточно неприятное ощущение. Она выражается рядом симптомов: это и ощущение «кома» в горле, и неспособность сконцентрироваться на работе, и чувство усталости, разбитости. Все силы человека брошены на то, чтобы преодолеть страх неопределенности.

Каковы основные предположения о формировании подобного расстройства? Психоанализ предполагает, что причиной развития тревожной личности является вытеснение определенных, насущных потребностей. Фрейд предполагал, что подобный невроз возникает при условиях чрезмерной нагрузки на психику ребенка.

Защитные механизмы не выдерживают стресса и оказываются в плену невротической тревоги. Например, маленький ребенок постоянно получает оплеухи от взрослых, когда просит молока или же случайно пачкает штаны. В конечном счете, он будет убежден, что представляет опасность сам для себя.

Когда у него будут возникать импульсы подобного рода, он будет испытывать стресс и тревогу.

С другой стороны, развитие личности также не может быть гармоничным и в семьях с гиперопекой. Защищенные в таких условиях дети от любых угроз имеют очень мало шансов на самостоятельное выстраивание защитных механизмов психики. Оказываясь во взрослом мире с его требованиями и опасностями, они оказываются уязвимыми.

Бихевиористы считают тревогу прочной условно-рефлекторной реакцией. Когда-то она возникла на реальную угрозу. Но, даже оказавшись в безопасном состоянии, человек может испытывать страх в ответ на определенные стимулы.

Часть исследователей полагает, что тревожное расстройство и патологическое развитие личности по данному типу может иметь наследственное основание.

Замкнутость, пугливость, страх коммуникации, считают эти ученые, передаются от родителей к ребенку генетическим способом.

Паническое расстройство личности

Реакция тревоги может проявляться и симптомами чрезвычайно сильной паники. Когда с человеком происходит паническая атака, ему кажется, что он полностью теряет контроль над своей жизнью и его вот-вот постигнет гибель.

Некоторые могут испытывать приступы панических атак при особых условиях (к примеру, на открытых пространствах или, наоборот, в наполненных людьми гипермаркетах).

Другие переживают приступы паники, которые длятся порядка 10 минут и проходят сами собой.

На происхождение панического расстройства также имеются различные взгляды. Биологическая модель предполагает, что регулярно повторяющиеся панические атаки могут происходить из-за неправильной работы мозга.

По мнению ученых, они вызываются изменением активности гормона норэпинефрина внутри участка мозга под названием голубоватое пятно, активно регулирующего эмоциональное состояние. Норэпинефрин является гормоном, активность которого тесным образом связана с депрессивными и тревожными расстройствами.

Исследователи полагают, что паническое расстройство, имеющее под собой биологическое основание, передается по наследству. Оно может с успехом поддаваться медикаментозному лечению.

С другой стороны, существует еще один взгляд на патологическое развитие личности панического типа. Сторонники когнитивистской теории убеждены, что биологический сбой в мозгу представляет собой лишь одну из причин возникновения панической атаки.

Человек, подверженный паническим атакам, склонен неправильно интерпретировать те процессы, которые происходят в его организме. Этим он готовит себя к дальнейшим паническим атакам. Они предполагают, что симптомы могут снова застать их врасплох. В настоящее время для лечения панических атак с успехом применяется когнитивная терапия.

В ее процессе человеку объясняют, что происходящие с ним физические явления не несут для него вреда, – и уж тем более не могут являться причиной смерти.

Аддиктивное поведение

Такой тип поведения представляет собой тот сценарий, что губит развитие личности на корню. При возникновении любого рода зависимости наблюдается одна и та же закономерность.

Человек пытается сбежать от реальности путем употребления различных веществ или же особых форм поведения. Целью аддикции является изменение эмоционального состояния.

При помощи зависимости человек создает для себя иллюзию безопасности.

Разрушительный характер такого поведения проявляется в выстраивании эмоциональной связи не с людьми, а с предметами своей зависимости – выпивкой, наркотиками, компьютерными играми.

Патологическое развитие личности по типу аддикции имеет различные причины. Чаще всего – это наслоение определенных личностных черт на социальные обстоятельства.

Зависимое поведение часто встречается при условии плохой социальной адаптации ребенка в школьном коллективе или вузе. Большую роль здесь играют не только социальные условия развития личности, но и внутренние черты.

Это слабая психологическая устойчивость, азартность, одиночество, скудость эмоциональной жизни.

Патологическое развитие личности при аддикции обусловлено влиянием практически всех общественных институтов – здесь оставляет свой отпечаток семья, школа, другие социальные ячейки. Но ведущая роль при этом принадлежит семье. Например, алкоголизм может передаваться через поколения.

Семья – это пример для подражания каждого человека. Поэтому зависимые люди часто вырастают из тех семей, которым свойственна конфликтность, криминальные склонности, где проявляется эмоциональное или физическое насилие.

Условия, приводящие к зависимости, делятся на следующие категории:

  • Неблагоприятная социальная обстановка (отсутствие родительской заботы и внимания, постоянные семейные ссоры, игнорирование эмоциональных потребностей ребенка);
  • Низкий уровень социальной адаптации в школе;
  • Неумение подростка или молодого человека справляться с зависимым поведением.

Обычно, когда говорят о формировании зависимого поведения, имеются ввиду подростковые аддикции. Однако незрелость личности может приводить к аддикции и у более взрослых людей.

Обычно зависимость проявляется нарушении иерархии мотивов, деятельность человека перестает быть опосредованной. Все его действия сводятся к одному – достать еще одну дозу, выпить еще бутылку спиртного.

Но кто бы ни был виновен в патологическом развитии личности, верно одно: выбраться из цепей зависимости невозможно без профессиональной помощи и собственного желания зависимого.

Созависимость

Очень большой популярностью среди отечественных, да и зарубежных психологов, получил в последнее время термин «созависимости». Что же он обозначает? Под этим словом понимается зависимость одного из членов семьи от другого члена, который, в свою очередь, подвластен химической зависимости. Такой человек – обычно это супруг или сын для женщины – обретает сверхзначимость.

В определенной мере зависимость друг от друга присутствует в любых отношениях. Однако при данном расстройстве, считают ученые, личность созависимого как бы «стирается» полностью. Он утрачивает свои интересы, у него практически отсутствуют психологические границы.

Патологическое развитие личности, результатом которого является созависимость, обычно имеет свои закономерности. Такой тип поведения формируется в раннем детстве и продолжает формироваться в юности.

Основные условия развития личности, при которых развивается созависимость:

  • Сверхконтроль родителей над ребенком. Даже в младенчестве, несмотря на полную зависимость от взрослого, у ребенка уже проявляются свои интересы и потребности. Но если его инициатива пресекается взрослым, начинает формироваться созависимая личность;
  • Отношение родителей к психологическим границам ребенка. Они могут или бесцеремонно вторгаться в его мир, или же, наоборот, оставлять его безо всякого внимания. В последнем случае ребенок ощущает, что его словно «не существует». Чтобы защитить себя, он развивает в себе склонность к постоянному контролю над ситуацией дома. Нужно отметить, что обычно созависимые личности развиваются в зависимых семьях – там, где употребляют алкоголь, наркотики и т. д.;
  • Нарушение процесса самоидентификации в подростковом возрасте. Начинается «бунт» против взрослых, к которому примешивается еще и материальная зависимость ребенка. При этом подросток жаждет свободы, но под этой «свободой» он не видит ответственности. Этому он не был научен в детстве. Финал формирования детско-родительских отношений – это начало молодости (около 19 лет). Нормальное развитие личности предполагает, что в этом возрасте у человека устанавливаются благоприятные, партнерские отношения с родителями. Если же условия развития личности не давали ребенку на протяжении всего периода детства и юности проявлять самостоятельность, отстаивать свои границы, формируется созависимая личность.

Патологическое развитие личности при психопатии

Правда жизни такова, что обычный человек редко может заподозрить в коллеге или соседе психопата. Людям сложно представить, что кто-то может быть способен на те действия, которые они сами бы никогда не совершили.

Кроме того, образ психопата всегда ассоциируется с чем-то крайне негативным. Беда в том, что истинные психопаты выглядят и ведут себя иногда даже лучше, чем окружающие люди.

Они похожи на замаскированные в саду искусственные цветы, которые выглядят даже лучше, чем их собратья.

Что же такое психопатия в общих чертах? Психопат – это безжалостный и эгоистичный человек. Ему совершенно неизвестно сочувствие – его видимость психопат может лишь создавать. Его никогда не мучают угрызения совести. Чего же не хватает в этом портрете? Да, у психопата нет одного качества – он не может жить в гармонии с окружающими людьми.

Получается такая картина, что можно усомниться в существовании психопатов в принципе. Однако это далеко не так. Если даже вам посчастливилось не иметь в своем окружении людей подобного рода – стоит посмотреть новости и увидеть, сколько злодеяний они совершают.

Нарциссическая личность, манипулятор, социопат – все это синонимы одного и того же психотипа.

По юридическим и медицинским нормам психопатия не является болезнью и не представляет собой смягчающее обстоятельство. Такими людьми управляет не психическое расстройство (которое всегда приносит страдания больному), а холодный рассудок, не знающий о том, что такое мораль.

Часто психопатия представляет собой следствие неправильного воспитания, нарушения формирования личности. Это отклонение может быть также вызвано травмами головного мозга.

Патологическое развитие личности при психопатии иногда имеет свою динамику – от невроза до собственно психопатии. Напомним, что психопатия не является заболеванием. В ней нет галлюцинаций, бреда, искаженного восприятия реальности.

Главный признак психопатов – это невозможность нормальной адаптации в обществе. Основным источником развития психопатии ученые все же считают наследственность.

Вывод

Патологическое развитие личности разнообразно в своих формах, и может иметь различные причины.

Те или иные симптомы усиливаются или уменьшаются при воздействии условий окружающей среды, изменении мировосприятия больного при помощи психотерапии.

Знать об особенностях таких людей – означает не только обладать дополнительной информацией об их поведении. Это также означает умение вовремя проявить сочувствие или твердость – там, где это необходимо.

Источник: https://salid.ru/stati/patologicheskoe-razvitie-lichnosti-chto-ehto-takoe-vidy-psihopatologij

Делинквентный, патохарактерологический и психопатологический тип девиантного поведения, как фактор риска формирования зависимого поведения

3 Варианта поведения в психопатологии

Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.

При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно – этическим предписаниям (так называемым общечеловеческим ценностям), этикету.

Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и уставах, другие – относительные, которые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентаций.

2.2.1 Делинквентное поведение.

Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние.

Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки.

Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К. К. Платонов выделил следующие типы личности преступников:

1. определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям;

2. определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;

3. определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;

4. определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм;

5. определяется возможностью только случайного преступления.

В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально – психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата проступка.

Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) его последствий [ 13].

Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву».

В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолет бомбе.

С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

2.2.2. Аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) [ 6].

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное».

Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему не интересной, в силу ее обыденности и однообразности.

Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или в обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями.

При этом аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, но не приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бесчувственности, он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения

1.сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4. стремление говорить неправду;

5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6. стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7. стереотипность, повторяемость поведения;

8. зависимость;

9. тревожность.

Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласованность психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов.

В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации.

Они, в отличии от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

У аддиктивной личности отмечается феномен « жажды острых ощущений » ( В. А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности [12].

По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод или голод по структурированию времени и голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных типов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков ( в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями [2].

Вместе с тем, объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности».

Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что неспособны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную.

Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях – условиях конфронтации личности с семьей или коллективом.

Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих».

Вследствие этого, он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги).

Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей.

Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» в случае преобладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а так же обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

2.2.3. Патохарактерологический тип поведения.

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера.

Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации».

Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По данным Л. М.

Балабановой, при эмоционально–неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека. У индивидов с анакастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психастенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми [ 1].

К патохарактерологическим девиациям относят также так называемые невротические развития личности – патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизненную деятельность человека.

В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать способы болезненного противостояния реальности.

К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное число раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.

К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение в виде поведения, основанного на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности.

Выбор действий строится на основе символического истолкования внешних событий.

Человек, например, может отказаться от необходимости совершить какой-либо поступок (жениться, сдавать экзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.

2.2.4. Психопатологический тип поведения.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.

Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия – галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение.

Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности.

Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей.

Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

Источник: https://cyberpedia.su/13x10fb3.html

3.2.4. Психопатологический тип девиантного поведения

3 Варианта поведения в психопатологии

Психопатологическийтип девиантного поведения основываетсяна психопатологи­ческихсимптомах и синдромах, представляющихсобой проявления тех или иных психи-

Взаимодействиеиндивида с реальностью и типы девиантногоповедения 3-9

ческих расстройстви заболеваний. Как правило, мотивыповедения психически больно­гоостаются непонятными до тех пор, покане обнаружены основные признакипсихи­ческихрасстройств.

Пациент может проявлятьотклоняющееся поведение в силу нару­шенийвосприятия — галлюцинаций или иллюзий(например, затыкать уши или к чему-топрислушиваться, искать несуществующийобъект, разговаривать с собой), нарушениймышления (высказывать, отстаивать ипытаться добиваться поставленных целейна осно­ве бредового истолкованиядействительности, активно ограничиватьсферы своего обще­нияс окружающим миром в силу навязчивыхидей и страхов), совершать нелепые инепонятныепоступки или месяцами бездействовать,делать стереотипные вычурные дви­женияили надолго застывать в однообразнойпозе из-за нарушений волевой активности.

Нередко на базеалкоголизма или наркомании возникаютпсихотические расстрой­ства,определяющие новый девиантный стереотипповедения человека. Кроме того, егоповедение может меняться в зависимостиоттого, в каком состоянии он находится— в состоянииалкогольного (наркотического) опьяненияили абстиненции.

Разновидностьюпатохарактерологического,психопатологического и аддиктивноготипов девиантногоповедения является саморазрушающее(аутодеструктивное) пове­дение.

Сутьего заключается в том, что системапоступков человека направлена не наразвитие и личностный рост, не нагармоничное взаимодействие с реальностью,а на деструкциюличности.

Агрессия направляется на себя(аутоагрессня), внутрь самого человека,тогда как действительность рассматриваетсякак что-то оппозиционное, не дающеевозможности полноценной жизни иудовлетворения насущных потребностей.

Аутодеструкцияпроявляется в виде суицидальногоповедения, наркотизации и алкого­лизациии некоторых других разновидностейдевиаций. Мотивами к саморазрушающе­муповедению становятся аддикции инеспособность справляться с обыденнойжизнью, патологическиеизменения характера, а такжепсихопатологические симптомы и синд­ромы.

3.2.5. Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Особым типомотклоняющегося поведения считаютдевиации, обусловленные ги­перспособностямичеловека (Платонов, 1986). Выходящими зарамки обычного, нор­мальногоповедения рассматривают поступкичеловека, чьи способности значительнои существеннопревышают среднестатистические.

Вподобных случаях говорят о проявле­нияходаренности, таланта, гениальности вкакой-либо одной из видов деятельностиче­ловека. Отклонение в сторонуодаренности в одной области частосопровождается деви­ациямив обыденной жизни. Такой человек нередконе приспособлен к «бытовой, при­земленной»жизни.

Он не способен правильно пониматьи оценивать поступки иповедениедругих людей, оказывается наивным,зависимым и неподготовленным к труд­ностямповседневной жизни.

Если при делинквентномповедении наблюдается противо­борствово взаимодействии с реальностью, приаддиктивном — уход от реальности, припатохарактерологическоми психопатологическом, — болезненноепротивостояние, то приповедении, связанном с гиперспособностями— игнорированиереальности.

Чело­вексуществует в реальности («здесь итеперь») и одновременно как бы живет виной, собственной реальности, не размышляяо необходимости «объективной реальности»,где действуютдругие окружающие люди. Он расцениваетобычный мир как что-то мало­значимое,несущественное и поэтому не принимаетникакого участия во взаимодей­ствиис ним, не вырабатывает стиля эмоциональногоотношения к поступкам и поведе-

40 Девиантноеповедение: структура, механизмы,клинические формы

нию окружающих,принимает любое происходящее событиеотрешенно. Вынужденные контактывоспринимаются человеком с гиперспособностямикак необязательные, вре­менныеи не относятся к значимым для еголичностного развития.

Внешне в обыденнойжизни поступкитакого человека могут носить характерчудаковатости. К примеру, он можетне знать, как пользуются бытовымиприборами, как совершаются обычныедей­ствия.

Весь интерес сосредоточен на деятельности,связанной с его неординарными способностями(музыкальными, математическими,художественными и иными).

Подытоживаярассмотрение типов девиантного поведения,можно указать на то, что зависимостьот психоактивных веществ (например, отнаркотиков) может быть включен­нойв любой из перечисленных типов.

В рамках делинквентногонаркотического поведения основныммотивом употреб­лениянаркотических веществ можно считатьстремление человека противостоятьреаль­ности,протест против доминирующих в обществеи микросоциуме норм поведения, эпатаж,стремление «взорвать ситуацию»,действовать назло родителям, учителям.

Ин­дивидактивно пытается разрушать ненавистнуюему действительность, изменять ее всоответствиис собственными установками и ценностями.Он убежден, что все его про­блемыобусловлены факторами действительности,и единственный способ достижения своихцелей — борьба с действительностью,попытка переделать реальность под себя.

При этом ответомсо стороны действительности по отношениюк такому индивиду ста­новится такжепротиводействие, изгнание или попыткаизменить индивида, подстроить его подтребования реальности.

Данный вариантформирования психологической зави­симостиот наркотика следует рассматривать какпротестный, требующий гармониза­цииотношений человека с его окружением.

При аддиктивномварианте основным мотивом употреблениянаркотических веществ становитсяуход от реальности в иллюзорный,субъективно значимый и комфортный мир.

Преобладающей становится гедонистическаямотивация, а типичным — феномен «жаждыострых ощущений».Приобщение к наркотическому веществупроисходите целью вывода себяиз состояния скуки, безразличия,безрадостности.

Наркотическое аддиктивноеповеде­ние, по данным наших исследований,носит поисковый (творческий, креативный)характер.

В рамкахпатохарактерологического ипсихопатологического вариантовнаркотиче­ского девиантного поведенияупотребление наркотических веществследует рассматри­ватькак компенсацию «психопатологическогодефекта», проявляющегося в видедис­комфорта,связанного с наличием симптомов илипатологических черт характера.

Впо­добныхслучаях наркотик выступает в ролисвоеобразного «лекарственного средства»,купирующегонегативные эмоции, позволяющего улучшитьпроцесс коммуникации.

Принаркотическом девиантном поведении набазе гиперспособностей основнымимо­тиваминаркотизации являются мода, престиж,чувство принадлежности к рангу избран­ных,особых, богемы.

Девиантное (отклоняющееся) поведениеимеет следующие клинические формы:

  1. агрессия;

  2. аутоагрессия (суицидальное поведение);

  3. злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психиче­ской деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);

  4. нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

  5. аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосек­суального развития);

  6. сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекциониро­вание, «паранойя здоровья», фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);

Взаимодействиеиндивида с реальностью и типы девиантногоповедения 41

  1. сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксика­ция», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний — клептомания, дромома-нияидр.);

  2. характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, груп­пирования, оппозиции и др.);

  3. коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псев-дология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство, «вегетативность» и др.);

  1. безнравственное и аморальное поведение;

  2. неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Каждая из клиническихформ может быть обусловлена любым типомдевиантного поведения,а иногда мотивом выбора той или инойформы служит несколько разновид­ностейотклоняющегося поведения одновременно.

Так, к примеру, алкоголизация мо­жетбыть связана с аддикциями (уходом отреальности); с патологией характера,когда употреблениеспиртного и злоупотребление спиртныминапитками выступает в роли своеобразнойтерапевтической компенсации и снятиявнутриличностного конфликта; спсихопатологическими проявлениями(маниакальным синдромом) или с сознательнымдоведением себядо определенного психического состоянияс целью совершения делин-квентныхпоступков.

Традиционно зависимоеповедение в отечественной и зарубежнойлитературе ассо­циируетсяс понятием аддикции или аддиктивнымтипом девиантного поведения. До­словно«аддикция», конечно же, обозначает«зависимость».

Однако клинический опытубеждает в том, что зависимое поведениеможет формироваться не только по законамгедонистической мотивации, являющимсяосновополагающими в диагностике данноготипа девиации— первичнаяаддикция, нои на базе иных типов отклоняющегосяповеде­ния—вторичная аддикция.

К зависимомуповедению, помимо зависимости отпсихоактивных веществ, могут относитьсяразнообразные формы девиаций. Существеннои появление фетиша — объекта илисубъекта зависимости.

Из перечисленныхвыше форм девиантного поведения к нимотносятсяпищевые, сексуальные зависимости,сверхценные увлечения, некоторыераз­новидностикоммуникативных девиаций, девиациистиля поведения.

Теоретически мож­нопредставить формирование аутоагрессивнойи агрессивной форм зависимостей, ког­дафетишем становится, к примеру, процесссамоповреждения или мучений окружаю­щих.

Источник: https://studfile.net/preview/3354386/page:11/

ЗдороваяПсихика
Добавить комментарий